Слоги меряю в каратах. Почему юморист Дмитрий Мешков пишет стихи
Собеседник «Белгородской правды» в 1990-е стоял у истоков радио FM и лиги КВН в Белгороде
-
Статья
-
Статья
Уже тогда у Дмитрия выработался свой стиль, своя манера шутить. Мастер импровизации, он блистал на белгородских сценах не только как кавээнщик, но и как ведущий. А потом вдруг предстал своим друзьям и знакомым совсем в ином амплуа – поэта.
Показать, что русский язык жив!
Звукорежиссёр белгородской медиагруппы, программный редактор радиостанции «Спорт FM» (в 2018 году радиостанцию перепозиционировали в проект Studio 21 – прим. ред.).
Дмитрий Мешков на разговор о поэзии согласился быстро. И так же быстро объяснил своё согласие:
— Я долго писал в стол. А сейчас стал выносить на публику свои стихи по одной простой причине – показать, что русский язык ещё жив. Многое из того, что я читаю сейчас в Сети, – ужасно. Ужасно из‑за отсутствия ритмики, рифмы, смысла. Убивает косноязычие и затёртые штампы. И это касается как молодых поэтов, так и людей старшего возраста.
— То есть сейчас поэзия мертва?
— Нет. Ни в коем случае! Я некоторое время думал, что поэзия в России действительно стала умирать. Но потом увидел молодых поэтов и воспрянул духом. Их очень много, и среди них есть действительно хорошие. Для меня хороший поэт – это когда «я так не смогу». Но, вчитавшись, я немного расстроился. Большая часть молодых поэтов пишет сейчас под влиянием хип-хоп культуры, новомодного рэпа, а в нём можно рифмовать что угодно с чем угодно. Эти новые веяния, по моему мнению, не то чтобы пожирают настоящую поэзию, но видоизменяют её. И не в лучшую сторону.
На мой вопрос, а что же такое поэзия для самого поэта, Дмитрий ненадолго задумывается:
— Поэзия – это шифр. В прозе проще описать смысл, выстроить сложный образ. А здесь ты ограничен рамками ритмики и рифмы, поэтому стихотворение – это квест, загадка. Зачастую очень красивая загадка. При этом в поэзии позволительно то, что непозволительно в прозе. Какие‑то грамматические лёгкие отступления от правил, к примеру. В поэзии можно более органично использовать тропы, различные стилистические фигуры. Поэзия – это очень ёмко, образно, загадочно и красиво.
Сегодня день прогулки под дождём,
И гулкий ритм небесной влаги
Диктует лёгкой грусти саги,
Ворчит о чём‑то о своём.
Я вспоминаю о былом,
Намок мой зонт, намокли флаги,
И струи с крыш скрестили шпаги,
И кто‑то грезит за окном…
— Как ты приходишь к своим образам?
— Я недавно смотрел анонс курсов на тему импровизации. В ней оказалось три составляющих, одна из них – эрудиция. Я очень много читал и читаю до сих пор. А когда ты читал Маркеса, Джойса, Булгакова, Гоголя и всех-всех, в голове образуется огромное поле для фантазии, возникают бесконечные аллюзии и реминисценции. Потому у меня как минимум два, а то и три смысла в каждом стихотворении. Меня, кстати, ругают, что у меня слишком заумная поэзия, но я не виноват, просто словарный запас такой, эрудиция. Ну и опыт, в том числе и кавээновский. Это же всё‑таки клуб не только весёлых, но и находчивых. Надо было выкручиваться, выдумывать, строить сложные, самые неожиданные ассоциации. КВН и поэзия помогли друг другу и друг друга дополнили.
О поэзии
Дмитрий воспитывался в интеллигентной семье. Мама Дмитрия была директором музыкальной школы. А сам Дима дважды окончил музыкалку – по классу фортепиано и по классу флейты. А ещё он ходил на народные танцы, много лет занимался карате, участвовал в конкурсах чтецов и выигрывал областные олимпиады по биологии.
— В детстве я был загружен полностью. Мама делала из меня вундеркинда. Но потом эта вся разносторонность очень пригодилась и в работе, и в творчестве. Писать я начал очень рано. Прозу лет в 12. Первые стихи написал в 14 лет. Даже помню первое стихотворение:
Это наши генералы
в кандагарские кварталы,
Мягче, право, не сказать, –
посылали умирать!
— То есть ты начинал с гражданской лирики?
— Ну, вот так написал тот 14-летний я. Хотя сейчас я ненавижу политику в стихах и считаю, что поэт не должен быть гражданином. Поэт должен рисовать сказку, быть лириком. Стихотворение должно заставить задуматься. Но никакой политики в поэзии быть не может. Это какой‑то другой жанр, пусть и будет всё рифмовано, но это не совсем поэзия.
Если взять обличительные стихи, памфлеты, я всё это пишу периодически. Перефразируя известное высказывание – утром в Интернете, вечером в куплете, могу и как Шнур (музыкант Сергей Шнуров, известный неприличными стихами и песнями – прим. авт.), то есть ограничений никаких, но это я тоже не считаю поэзией. Стёб, троллинг, что угодно, но не поэзия.
— Ты сказал, что многое из того, что читаешь в Интернете, ужасно. Что именно имел в виду?
— Всё то, что называют графоманством. Я уже говорил про молодых поэтов. Часть из них действительно талантлива. Часть переняли идеи рэпа, и это увело их от поэзии. Многие же, конечно, с талантом и не дружили, но это молодые, это их способ самовыражения.
Самое страшное, когда люди начинают писать после сорока. Им вроде уже не скажешь, мол, вы молодые и пишете отстой. И они молотят свои «творения» с ужасающей скоростью. И вроде написано, например, про войну, а всё стихотворение какое‑то неискреннее, громоздкое, с избитыми штампами и гипертрофированным пафосом. Читаешь и только руками разводишь…
Обо всём и сразу
— Мои любимые поэты, как это ни парадоксально, – Блок и Маяковский. Маяковский считал Блока учителем. А сам Маяковский – это махина. Быть ярым сторонником власти, но при этом так легко её стебать и быть к тому же эгофутуристом мог только он. И с ритмикой у него всё более чем отлично. Он умеет так смещать акценты, что не возникает ощущения диссонанса. А его образы? «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» – это же что у человека в голове, чтобы взять то, что явно непоэтично, и превратить в такой яркий лирический образ?
— А откуда взялся юмор?
— Из детства. Любил Станислава Лема. А у него был цикл шутливых произведений, таких, к примеру, как «Кибериада». Это нравилось. Это засело. Очень любил слушать Задорнова.
— Ты и юмором продолжаешь заниматься?
— Да. Пишу шутки. Работаю сценаристом для одного известного телеканала. Фактически выиграл конкурс на должность резидента «Камеди Клаб», но проект свернули. Тем не менее меня заметили.
— Ты публиковали свои стихи?
— У меня уже вышло две книги, которые очень быстро разошлись. Сейчас готовлю третью. Кроме того, меня публиковали в альманахе Союза писателей.
— А творческие планы?
— Я всю жизнь считал себя больше прозаиком. Накопилось много мыслей. Лет 15 пишу роман, центральную часть трилогии. Две части написаны. Хочу в ближайшее время закончить.
Беседу с Дмитрием Мешковым я хочу завершить его же четверостишием, своеобразным напутствием окружающим:
Совершайте глупости, друзья!
Совершайте мило и беспечно!
Нам без глупости, увы, нельзя,
В глупости сокрыто слово «вечность».
Алексей Стопичев