Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 июля 2019,  09:05

Война в мгновениях. Как Курская битва отразилась в снимках военных фотокорреспондентов

Они шли на передовую, делали фото из окопов и кабин самолётов, подбирались максимально близко к врагу

Война в мгновениях. Как Курская битва отразилась в снимках военных фотокорреспондентовЧасти советских войск вступают в Белгород 5 августа 1943 года. Здание артучилищаФото: архив музея-диорамы
  • Статья
  • Статья

Солдатские будни, ожесточённые бои, горечь потерь и радость Победы… Всё это – на снимках фронтовых фотографов.

«Я поняла, что он прощался»

Курскую битву снимали многие прославленные фотокорреспонденты – Виктор Кинеловский, Илья Озерский, Олег Кнорринг, Фёдор Кислов.

Фотоснимки составляют значительную часть фонда белгородского музея-диорамы. Часть – в постоянной экспозиции, а какие‑то становятся доступными на временных выставках. В июле снимки, посвящённые Степному фронту, можно увидеть на выставке в галерее фотоискусства им. В. А. Собровина.

Это фотоистория уникального фронтового стратегического объединения Красной армии. Степной фронт – крупнейший резерв Ставки Верховного Главнокомандования – развернули восточнее Центрального и Воронежского фронтов на Курской дуге, чтобы предотвратить прорыв крупных танковых группировок противника со стороны Орла и Белгорода. Но главная задача состояла в контрнаступлении. 

«Мы собирали эти фотографии многие десятилетия. Единично, поштучно. Найти их было большой удачей. Эти снимки из собраний музея-диорамы и крупнейшего мирового хранилища – Красногорского архива кинофотодокументов», – рассказала старший научный сотрудник музея-диорамы Лариса Гончарова.

За каждой фотографией своя история, судьбы людей. Значительная часть фонда – портреты. На одном из снимков – легендарный генерал-полковник Иван Конев. Его называли солдатским маршалом. Он часто будто предвидел действия противника и выходил победителем. Уверенный взгляд, следы лёгкой улыбки на лице…

 

Пехота на марше. Степной фронт, июль 1943 года Пехота на марше. Степной фронт, июль 1943 года / Фото: Александр Капустянский

На другой фотографии – статный офицер, командир 270-го полка знаменитой 89-й гвардейской стрелковой дивизии Николай Прошунин. Он вспоминал, что, когда дивизия медленно шла от Корочи освобождать Белгород, его остановил незнакомый полковник и просил доложить обстановку командующему. Он подошёл к машине и увидел генерал-полковника Конева. После доклада Конев сказал: «Ну вот, идёте к Белгороду, освободите – представлю к ордену Суворова». Тогда Прошунин отогнул край плащ-палатки и показал, что у него этот орден уже есть. Конев сказал: «Ну что ж, такие орлы точно возьмут Белгород!» Никто из них тогда ещё не знал, что они станут первыми почётными гражданами нашего города.

Один из снимков – «Уточнение боевой задачи на подступах к Белгороду. Август 1943 года» – запечатлел Михаила Боева. Он водружал Красное знамя над освобождённым городом, о чём рассказывает памятная табличка на здании управления судебного департамента. Боев долгое время жил в Белгороде, писал о тех боях.

«Незадолго до смерти он приходил в диораму и долго стоял у этой самой фотографии. Потом я поняла, что он прощался. После его смерти военную форму и большое количество фотографий родственники передали музею. Часть вещей он сам передал диораме при жизни», – рассказала Лариса Гончарова.

В центре –Николай Прошунин. Село Мазикино, 1943 год В центре –Николай Прошунин. Село Мазикино, 1943 год / Фото: архив музея-диорамы

В бою и редкие минуты отдыха

Благодаря фотолетописи, созданной трудами многих людей, события на Курской дуге буквально встают перед глазами. Вот советские воины осматривают подбитый немецкий танк в Прохоровском районе, а вот пехота под прикрытием танков атакует противника. Тут экипаж «тигра» готовится к бою на Курской дуге, а вот уже советские штурмовики наносят удары по немецким автоколоннам. Кажется, ещё немного – и огонь вырвется из чёрно-белого снимка. Кто‑то из фотографов в июле 1943 года запечатлел бомбардировщики в боевом полёте. Снимок редкий и ценный, ведь есть не так много кадров, снятых в воздухе.

Фотокорреспондент «Красной звезды» Александр Капустянский заснял пехоту на марше в июле 1943-го. Он прошёл всю войну, запечатлев не только бои, но и досуг советских бойцов, их быт. Военным фотокорреспондентом был и его брат.

Яков Рюмкин родился в Харькове, подростком чистил ботинки у здания газеты «Вечернее радио». Там парня заметили, и вскоре он уже стал курьером газеты, а затем и учеником фоторепортёра. Когда началась война, Яков был опытным фотокорреспондентом и к своему делу относился с большой страстью. Рюмкин всегда стремился сделать для газеты «Правда» уникальный снимок. Его часто видели в передовых наступающих частях. А в Сталинграде он вообще сбил немецкий самолёт. У Якова было ранение и контузия. Он заслужил ордена Отечественной войны I степени и Красной Звезды. А снимки его невероятно живые и профессиональные. Например, в фотографии «Советские бронебойщики во время боя в районе между Харьковом и Белгородом» очень ярко чувствуется динамика боя, то, как корреспондент бежит вслед за бойцами.

Пехота под прикрытием танков атакует противника Пехота под прикрытием танков атакует противника / Фото: архив музея-диорамы

Красная Звезда – за «тигра»

Немало было и фотокорреспондентов-женщин. Одна из них – Галина Санько, которая снимала бои под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге и многое другое. До войны она успела побывать в арктической экспедиции ледокола «Красин» и длительной командировке на Дальнем Востоке. В военное время работала для журнала «Фронтовая иллюстрация». Эта удивительная женщина не раз откладывала фотоаппарат, чтобы сделать перевязки раненым. Есть снимки, запечатлевшие её в освобождённом Белгороде. На одном из них она снимает бойцов, а на другом – беседует с командующим 69-й армией генерал-лейтенантом Василием Крючёнкиным. Вскоре во «Фронтовой иллюстрации» вышел фотоочерк «Освобождённый Белгород», а сама Галина уже опять была на фронте, в Харькове.

«Эта женщина, которая после всех испытаний и в силу профессии, казалось бы, просто обязана была любить солёную шутку, дымить папиросой «Казбек», одеваться как героиня рассказа Алексея Толстого «Гадюка» – в ватник и брюки, пить водку и ругаться матом, была образцом женственности и шарма», – писал о ней журналист Андрей Архангельский.

Галина Санько беседует с генерал-лейтенантом Крючёнкиным в освобождённом Белгороде Галина Санько беседует с генерал-лейтенантом Крючёнкиным в освобождённом Белгороде / Фото: архив музея-диорамы

Среди представительниц прекрасного пола, прославившихся во время боёв на Курской дуге, была и Наталья Боде. Многие фотографии, делавшиеся в годы войны, были мощным идеологическим оружием. 7 июля 1943 года на Курской дуге подбит первый «тигр», до этого считавшийся несокрушимым. 8 июля немцы потеряли ещё пять тяжёлых танков. Срочно нужна была фотография, которая бы подтверждала информацию и вселяла уверенность в бойцов. Сложное задание отправилась выполнять Боде. Времени было мало, ведь немцы обычно не оставляли свои танки. Наташа по‑пластунски пробралась к нейтральной полосе, где стоял «тигр» и, преодолевая страх, сделала первый кадр. После этого осмотрелась и переползла на другое место, чтобы снять танк с другого ракурса. На обратном пути её заметили немцы. Рядом с фотокорреспондентом разорвалось несколько снарядов, но, к счастью, она осталась жива и невредима. За эту фотосессию Наталью наградили орденом Красной Звезды.

Анна Кущенко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×