Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 мая 2019,  14:00

А закажем‑ка лимузин! Как не превратить выпускной в ярмарку родительского тщеславия

«БелПресса» выслушала мнения родителей и экспертов о праздновании окончания начальной школы

А закажем‑ка лимузин! Как не превратить выпускной в ярмарку родительского тщеславияФото: shutterstock.com
  • Статья

Дорогие наряды, причёски в парикмахерской, застолье в ресторане – сегодняшние школьные выпускные порой отмечают с размахом, не хуже свадьбы или юбилея. Но оправдывает ли эту пышность переход из начальной школы в основную?

Для наших детей!

С января родительские чаты выпускных классов кипят и булькают солянкой из самых разных вариантов празднования. Предлагают арендовать детский центр, загородный ресторан или базу отдыха и даже… заказать лимузин. «А что?! Вон в школе N заказывали, детям понравилось». К весне креатив становится гуще и начинает выкипать: речь заходит о деньгах.

Открывается торг – бессмысленный и беспощадный к тем, кто имел наглость возмутиться «а почему так дорого?!». А потому что гладиолус (цветы – всем причастным!), пятое (подарки выпускникам), десятое (наёмная анимация) – перечисляет родительский комитет. И вообще, это всё для наших детей! С самым главным аргументом не поспоришь (а если споришь, значит, плохой ты родитель).

В итоге согласное большинство радостно сдаёт деньги, возмущавшееся меньшинство ломается под напором общественного мнения и тоже скидывается. И лишь у единиц хватает характера и нервов отстоять свою точку зрения и выразить протест неучастием в выпускном сабантуе.

Впрочем, благоразумие большинства родителей позволяет им не впадать в крайности. И тогда выпускные проходят не в формате «дороХо-боХато», а получаются весёлыми и интересными для главных виновников торжества.

Юлия Рядинская (мама Ариадны):

«У нас не будет выпускного. Сладкий стол после линейки – и всё. Так решили, потому что почти весь класс в полном составе переходит в старшую школу. Все родители и так задолбаны бесконечными расходами. Дебатов практически не было. Я сама не считаю это праздником, скорее это сродни некой инициации. Даже если это отмечать, то отнюдь не в кафе с аниматорами, а каким‑то коллективным делом, что ли. Деревья, там, посадить или в поход сходить…»


 

Наталья Морозова (мама Максима):

«В нашем классе было принято отмечать начало и конец учебного года, так что к выпускному мы были опытными в этом деле родителями. Только сначала несколько раз мы собирались в кафе. Родителям удобно: готовить и убирать не надо, можно нарядно одеться, не надо думать, как добраться до места. Но для детей это оказалось не лучшим вариантом: за столами они сидеть не любят, зато любят пошуметь к неудовольствию остальных посетителей кафе. Другое дело парки и базы отдыха! Детям на природе очень хорошо, и увезти их оттуда бывает сложно. Поэтому выпускной решили праздновать на базе, и снимали её заранее, уже осенью. Были, правда, родители, которые переживали, что добираться далеко. Но всем помогли, всех подвезли, оказалось, что это не проблема. От плохой погоды застраховались, сняв крытую беседку. Чтоб выпускной отличался от обычного выезда на природу, заказали аниматоров». 

«База отдыха, которую мы выбрали, находилась далеко от города, большинство родителей были за рулём. Но и без этого вопрос об алкоголе не стоял. 

Достаток у всех семей в классе разный, не хотелось, чтоб выпускной кому‑то оказался не по карману, поэтому ничего сверхоригинального (лимузин, например) заказывать не стали. Готовить решили сами – это тоже позволило существенно сэкономить. Мамы порезали овощи и фрукты, папы пожарили шашлык, на начало праздника заказали пиццу. На десерт дети жарили маршмеллоу».


 

Инна Ремпель (мама Савелия):

«Вариантов, как отметить выпускной, в нашем родительском чате было предостаточно. Многие родители из нашего класса больше склонялись к дешёвым, например сводить детей на квест или лазертаг. Выглядело бы это так: детей час-два развлекают, а родители за дополнительную плату арендуют беседки и празднуют. Но это, по моему мнению, неправильно. Праздник чей? Детей! Соответственно, всё должно быть сделано только для них, а в этих родительских посиделках я не вижу смысла. Цель должна быть одна: сделать этот день незабываемым для детей! Потому что всё‑таки окончание начальной школы – это событие, и его необходимо отмечать».

«Так как мне не понравилось предложение родителей нашего класса, я планирую устроить своему ребёнку индивидуальный праздник. При этом буду отталкиваться от личных пристрастий сына. Отмечать окончание 4-го класса мы с ним будем в небе – я организую для нас полёт на воздушном шаре (но Савелий пока об этом не знает, это сюрприз). А ещё подарю ему велосипед, о котором он давно мечтает. Будем устраивать совместные велопрогулки».


 

Ирина Дудка (мама Ярослава):

«Два года назад сын выпускался из начальной школы. По инициативе наших активных родителей решено было организовать детям выпускной с довольно насыщенной программой: с выездом за город, жаркой шашлыка, аниматорами, шоу мыльных пузырей и дискотекой. За полдня праздника нужно было отдать 1 800 рублей с семьи (родитель + ребёнок). Для меня и нашего семейного бюджета это серьёзные деньги. Поэтому я начала спрашивать: а почему так дорого? Ведь, если умножить на 30, сумма получается астрономическая. Может, если развлечения такие дорогие, стоит от них отказаться и самим родителям устроить для детей квест в лесу? Но мне ответили, что самим – это скучно и на развлечения пойдёт всего 6 тысяч. А большую часть денег планируется потратить на продукты. Это сколько же шашлыка можно купить и сколько всего нужно съесть на эту сумму?! В общем, мы решили не идти. И были ещё родители, которые не пошли. Хотя, судя по восторженным отзывам тех, кто пошёл, праздник удался».

«Честно говоря, я в выпускном из начальной школы, как таковом, особого смысла не вижу. Дети всем классом просто переходят на следующую ступень школьного образования. Это же не выпускной после 9-го класса, когда они могут разъехаться по разным учебным заведениям…»


 

«Гиперкомпенсация неуспешности родителей»

Светлана Бутенко, педагог-психолог, член ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов России:

 

«Организовывают выпускной в начальной школе, как правило, администрация школы и родители. С первыми всё понятно – торжественная часть: самодеятельность, благодарности детям и родителям. А вот по неофициальной части праздника, которая проводится или не проводится по решению родителей, всегда есть разногласия.

В последнее время в обществе наблюдаются тенденции празднования шикарных выпускных начиная уже с детских садов. «Инстаграм» пестрит «сторис» с наикрутейшими банкетами в шикарных ресторанах, дорогущими нарядами. Детей привозят на специально арендованных лимузинах, а развлекают исключительно аниматоры, в это время бегает профессиональный фотограф, стараясь запечатлеть каждую детскую улыбку.

С другой стороны, если вбить в поисковик «нужен ли выпускной в 4-м классе», то натыкаемся на множество форумов, где родители высказывают недоумения по поводу этого праздника и вообще ставят его под вопрос. Давайте попробуем разобраться в причинах разногласий».

«В обычных школах учатся дети из разных семей, с разным социальным статусом и доходом. Затраты на выпускной ложатся на родителей, а это всегда причина споров. Кто‑то может себе позволить выделить крупную сумму на праздник, кто‑то может, но не считает это необходимым, а кто‑то не может, но изо всех сил выложится и даже влезет в кредиты, чтоб доказать свою состоятельность и любовь к ребёнку. Но за этим на самом деле скрывается не любовь и забота о детях, а гиперкомпенсация собственной неуспешности, неуверенности в себе, тревожность, зависимость от мнения окружающих».

«Фотографии в «Инстаграм» стали общепризнанным свидетельством того, что «жизнь удалась». На всеобщее обозрение выставляют всё: марку машины, дизайнерский ремонт квартиры, отпуск в 5-звёздочном отеле, название фитнес-центра и, конечно же, любовь к детям. Брендовые коляски, пышные праздники, дорогие подарки. Это всё теперь доказывает «жизненную успешность», к сожалению, без поправок на «кредитные истории».

Что касается детей, то они в этом возрасте только начинают осознавать разницу социальных статусов и могут заработать боязнь не соответствовать общепринятым нормам и правилам поведения. Авторитет родителей и в целом взрослых перестаёт играть для них главную роль, они больше ориентируются на мнение сверстников.

Учитывая психологические особенности детей этого возраста, родителям выпускника начальной школы нужно честно ответить себе на вопросы: какого ребёнка они хотят воспитать, какие качества хотят ему привить? И что для них важнее: подчеркнуть свою состоятельность и высокий социальный статус или же устроить весёлый праздник для всего детского коллектива».

 

«Во всём должны быть разумные пределы»

Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области:

«Начальная школа – это очень важный этап в жизни ребёнка, завершение которого, уверен, нельзя оставлять без внимания. Но это значимое событие не стоит раздувать до особой величины – с дорогими платьями, причёсками, подарками, ресторанами, застольем. Не все могут себе позволить подобное. Так называемый выпускной из начальной школы не должен бить по карману семьи. Да это никак и не свидетельствует о праздничной культуре. Абсолютно во всём должны быть разумные пределы.

Думаю, что последний день в 4-м классе с приглашением родителей, бабушек, дедушек, педагогов должен стать демонстрацией достижений, успехов, подведения итогов, это повод вспомнить самые яркие и приятные события.

По окончании 9-го и 11-го классов школьникам вручают аттестаты. Но школе никто не запрещает (это её компетенция) разработать и утвердить образец свидетельства об окончании начальной школы. Получение такого документа однозначно будет воспринято и ребёнком, и семьёй как торжественный акт.

Выпускной в большей степени может остаться в памяти, если вложить мудрость, педагогическую целесообразность, походом, экскурсией, играми, конкурсами, стихами, песнями, розыгрышами, выставками поделок и рисунков, общей фотографией. И вполне можно обойтись без всякого нанятого аниматора.

Безусловно, сколько людей – столько и мнений, у каждого свои подходы к жизни. Но интересную культурную программу по силам придумать самим педагогам и родителям. Вот такая активность и есть подлинная ценность. Ещё ценнее будет тот факт, когда в подготовку к празднику будут включены все: и дети, и взрослые».

«Никто не станет отрицать, что переход из 4-го в 5-й класс – это начало новой жизни. И выпускной должен дать старт в эту жизнь, помочь психологически подготовиться к новому этапу, сказать спасибо учителям. Своеобразный отчётный праздник, посвящённый событиям первых четырёх школьных лет, совместным переживаниям, полученному опыту и приобретённым знаниям, конечно, нужен. Главное – что такой выпускной будет сделан от души, своими руками и индивидуально для каждого ребёнка. Это в свою очередь позволит исключить сбор денег, что является сегодня очень больной темой».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×