Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 марта 2019,  14:49

Как Станиславский завещал. Сценические и актёрские практики для жизни

Журнал «ОнОнас» предлагает подборку простых упражнений, которые позволят стать уверенным оратором

Как Станиславский завещал. Сценические и актёрские практики для жизниФото: группа Ирины Черняевой «ВКонтакте»
  • Статья

О речевых навыках рассказала педагог по актёрскому мастерству и риторике, ведущая речевых тренингов Ирина Черняева.

Страх публичного выступления

«Есть расхожее утверждение, что страх сцены – второй по силе после страха смерти. Это переживание почти инстинктивное, и первое, с чего нужно начинать, – осознанность. Попробуйте понять, чего и почему вы боитесь.

Если понимаете, что недостаточно хорошо ориентируетесь в теме выступления, уделите время подготовке: напишите опорные тексты, соберите дополнительный материал. Закрыв пробелы в знаниях, вы станете гораздо уверенней.

Если же у вас уже был неудачный опыт публичных выступлений, то мешать может он. Этот страх надо прожить вновь – на уровне ощущений тела. Поступите так: в уединении садитесь в удобную позу, закрываете глаза и успокаиваетесь. Затем начинаете восстанавливать прошлое выступление в памяти в мельчайших подробностях, перебираете все переживания, вспоминаете реакции тела. Это неприятно, но, после того как вы переживёте неудачу, глядя страху в глаза, он перестанет давить на вас в фоновом режиме».

Внимание

«У Станиславского описывается три круга внимания: я и моё тело, сцена и мой партнёр, зритель и зал. Когда мы выходим к людям, внимание на сто процентов улетает в зал и у нас не остаётся сил – всё начинает плыть, текст забывается. Станиславский советует найти якорь в собственном теле: это может быть что угодно, но, поскольку источник красноречия находится в сердце, то и концентрацию лучше делать на центре груди.

Итак, если внимание публики теряется, а вы сами волнуетесь, глубоко вздохните, сосредоточьте внимание на центре груди. Так вы успокоитесь и сможете собраться.

И, конечно, нужно практиковаться – больше выступать, отвечать на лекциях, высказываться в обществе. Будет страшно, не всегда удачно, но постепенно страх уйдёт».

 

Волнение

«Волноваться перед выступлением естественно, и, напротив, странно, если этого не происходит. Помогите себе движением: поприседайте, отожмитесь, глубоко подышите. Станиславский советовал сделать не менее 60 глубоких вдохов и выдохов. Заметили – слово вдохновение связано со словом вдох?

Что объединяет всех хороших актёров? Расслабленное тело. С телом работать проще, чем с психикой, и именно так можно легко, доступно и безопасно разобраться со многими душевными проблемами».

Пластика

«Основа пластики – красивая походка. Есть несложный приём, который сразу произведёт видимый эффект. Встать у стены, выровнять спину и отойти. Взгляд – перед собой. Ступня при ходьбе прокатывается от пятки до большого пальца, и вслед за ней тело будет двигаться красиво. И ещё маленький фокус – мысленно держать в груди огонёк, зажжённую лампочку. Это повышает магнетизм».

Эмоциональный интеллект

«Это сейчас модная тема, и в актёрских тренингах без неё тоже не обходится. Когда человек начинает познавать себя, он лучше понимает и другого человека, выстраивает отношения дома и на работе, управляет коллективом и т. д.

Классический инструмент для этого – дневник чувств. Там могут быть, например, такие колонки: событие, ваши чувства в связи с ним, причина его возникновения и действия, которые вы можете предпринять. Могут быть и другие, главное – стать наблюдательным по отношению к себе. Можно завести несколько будильников и в течение дня по звонку несколько минут уделять дневнику, записывая свои чувства.

Поначалу будет трудно: скорее всего, записи будут ограничиваться десятком сильных эмоций безо всяких оттенков. В этом случае поможет таблица чувств, найти её можно в Интернете».

 

Нарабатывание состояний

«Важная практика. Когда актёру достаётся роль, он начинает это состояние проживать, нарабатывать. Изучите, как это работает. Например, неуверенный в себе человек ходит слегка косолапо и неловко, тихо говорит, часто прикасается к лицу и телу, у него много микродвижений. Царственная особа не суетится, двигается плавно, глубоко дышит, держит осанку.

Убедите тело в том, что вы успешны, любимы, богаты и т. д. через характерные движения – и вслед за формой внутреннее состояние тоже перепрограммируется. Это не произойдёт моментально. Нарабатывание требует времени».

Взгляд

«Глаза выдают всё, поэтому взгляд важно привести в порядок. Многие люди не умеют смотреть в глаза, и самая простая тренировка здесь – сесть с человеком друг напротив друга и смотреть в глаза. Возможно, прольётся море слёз – так уходит напряжение, и это хорошо. С каждым разом будет проще и интересней.

Есть и одиночная практика. Нужно поставить свечу на уровне глаз и смотреть на неё, не моргая несколько минут. Начинайте с одной-трёх минут, постепенно увеличивайте время и не бойтесь слёз. Эта простая практика расслабляет мозг, глаза и нарабатывает магнетический взгляд».

Голос

«В конце дня полезно просто посидеть и негромко погудеть с закрытым ртом (или букву «у» с открытым). Старайтесь взять самую низку ноту и не напрягать горло. Это упражнение убирает спазмы и расслабляет речевой аппарат.

Старая добрая артикуляционная гимнастика и скороговорки отлично снимают напряжение с речевого аппарата, улучшают дикцию. Попробуйте хотя бы раз в день (или перед важным выступлением) выразительно, быстро и внятно читать скороговорку «Лигурия» (это самая длинная скороговорка – прим. ред.)».

 

Ольга Алфёрова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×