Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 июня 2018, 10:26
 Ольга Бондарева 3631

Невечный двигатель. Почему технический прогресс не увеличил срок службы домашних помощников

Когда и почему сроки эксплуатации бытовой техники начал диктовать рынок

Невечный двигатель. Почему технический прогресс не увеличил срок службы домашних помощников Фото Александра Куликова
  • Ольга Бондарева
  • Статья

Вот ведь парадокс: люди уже научились управлять роботами силой мысли, дошли до геномного редактирования, создают на 3D-принтерах дома, а бытовая техника служит всё меньше и меньше. Неужели человечество так увлеклось разработкой высоких технологий, что забыло о пылесосах, фенах и утюгах? Или инженерная мысль тут ни при чём?

Неубиваемый холод

Вообще, в истории создания бытовой техники сразу что‑то пошло не так.

Вернее, всё было прекрасно для того времени, когда инженеры, конструкторы думали о престиже страны, добром имени отечественного производства, собственной фирме, то есть руководствовались идейными соображениями.

Поэтому первые образцы холодильников, пылесосов, утюгов, в том числе и советские, работали долго. Так долго, что успевали обслужить несколько поколений одной семьи.

«Помню, что 30 лет назад я ремонтировал холодильник, которому на тот момент было 40 лет. У него была лёгкая неисправность – немного вытек хладагент. Я его заправил, и больше он хозяев не беспокоил, – рассказывает мастер холодильных установок Александр Андреев. – Тогда это особо не удивило, поскольку срок службы подобных агрегатов составлял 25 лет».

Долговечность техники возникла не сама по себе, а под строгим контролем партии и правительства. В 1949 году Совет Министров распорядился о массовом выпуске компрессионных холодильников для населения, а уже через три года москвичи смогли купить модель ЗИС-Москва. В основе идеи кухонной холодизации лежали качество и надёжность, поэтому выполняли задачу государственной важности министерства автомобильной, авиационной промышленности и транспортного машиностроения. В 1960-м в СССР наступил настоящий холодильно-производственный бум. Именно тогда появились холодильники ЗИЛ, которые запомнились своей неубиваемостью. Они планомерно создавались как «ремонтопригодные, длительного срока службы».

«В чём заключается принцип ремонтопригодности холодильника? В том, что шкаф можно ремонтировать отдельно, а агрегат – отдельно. Теперь же в современных моделях в шкаф встроена и запенена часть трубопровода. И в результате коррозии нужно менять весь шкаф, – уточняет мастер.

Началось упрощение агрегатов не вчера и не случайно. И причина тому банальная – экономика.

«Посудите сами, страна построила заводы, сотни тысяч людей обучила, наладила выпуск техники. А она работает и не ломается. На Западе то же самое – там вообще ради альтруизма никто ничего создавать не будет. Вот и стали закладывать в оборудование меньший ресурс работоспособности», – считает инженер Юрий Лавров.

Так или иначе, но производители стали заменять вечные материалы деталей на менее износостойкие: медь на алюминий, металл на пластик. По мере этой модернизации сроки службы холодильного оборудования снижались с 25 лет к 15, потом к 10, а теперь и вовсе к семи годам.

Дело о молекуле

Совершенствование, по сути, наблюдалось во всех видах бытовой техники, но конкретно холодильники добили экологические проблемы.

«В 1985 году 197 стран ратифицировали венское, а через два года монреальское экологическое соглашение об охране озонового слоя, которое запретило использование хлорсодержащих фреонов. В том числе того, что применялся как основной хладагент для холодильников – R12», – говорит Юрий Лавров.

 

Производство холодильников.
Производство холодильников.
Фото va-sk.ru

После приговора фреону на рынке появилось несколько марок хладагентов, разумеется, уже без хлора. Но все они, по мнению специалистов, в отличие от своего предшественника, отличаются повышенной текучестью. И теперь при малейшем нарушении герметизации деталей легко улетучиваются. Поэтому самая распространённая болезнь современных холодильников – утечка хладагента, который народ по привычке называет фреоном.

Всё по барабану

Принцип устройства стиральных машин со времён советской автоматической модели «Вятка» не изменился: это всё те же бак и барабан.

«Правда, теперь большинство фирм изготавливает бак из пластика и меняет способ вращения барабана. Также производители уходят от разборной конструкции к неразборной, что делает машины неремонтопригодными. Изменения коснулись и системы управления. Раньше оно было механическим, теперь большинство моделей перевели в автоматический режим», – рассказывает мастер по ремонту бытовой техники Алексей Береговой.

В результате срок службы стиралки за последние 20 лет снизился с первоначальных 25 до 8 (норма предполагает три-четыре стирки в неделю).

Кроме того, в нашем регионе мело-железных запасов, которые влияют на качество воды, зачастую раньше своего возрастного порога выходят из строя тен и насос.

Честно говоря, от этих всех знаний хочется кричать: караул, а как же прогресс? Он, безусловно, в том, что стиральная машина теперь не только стирает и отжимает бельё в нужном режиме, но и кипятит, сушит, а в особо продвинутых моделях отпаривает.

Большой прорыв произошёл в разработке средств для стирки. По мнению специалистов, обогащение порошков кислородом работает во благо механизму. Кроме того, большой ассортимент товаров по уходу за техникой может помочь ей дожить без поломок до предела, заложенного конструкторами.

Ящик проблем

Положа руку на сердце, признаем, что главный друг семьи – телевизор – никогда особой надёжностью не отличался.

Телемастер с 30-летним стажем работы Геннадий Худасов считает, что в каждом поколении советских телевизоров (других‑то у нас до 1990-х годов не было) находились свои слабые места.

«В чёрно-белых была слабая пропайка панелек, в которые лампы вставлялись. Когда пошли цветные ламповые, там постоянно перегорал ТДКС – строчный трансформатор. Деталь эта была в страшном дефиците», – вспоминает Геннадий Викторович.

Сейчас такое время, когда в обиходе ещё используют импортные и российские кинескопные модели и технику уже нового поколения с жидкокристаллическими экранами.

 

Фото Александра Куликова

В последних, по словам мастера, чаще всего выходит из строя подсветка: три-четыре года и – 
готова. Особенно быстро она стала ломаться, когда люминесцентные лампочки заменили на светодиодные.

«Но это в основном в телевизорах за 15–16 тыс. рублей. А вот за ремонтом тех, что стоят 50–60 тыс., к нам практически не обращаются», – делится наблюдением Геннадий Викторович.

Старым моделям люди тоже стараются продлить жизнь, меняя кинескопы. Увы, выражение «проще новый купить» – для многих россиян только слова. Не у каждого есть средства, чтобы через три-четыре года менять телевизоры и другую технику. А какой новацией отреагирует на наши потребительские возможности в будущем экономная экономика, поживём – увидим.


Комментарий специалиста

Людмила Романович, директор Инновационно-технологического центра БГТУ им. В. Г. Шухова, кандидат экономических наук:

«Действительно, глобальная конкуренция сокращает время выхода товаров на рынки, вынуждает компании и страны ускорять инновационные процессы, всё быстрее производить товары и услуги. При этом всё более активное влияние на эти процессы оказывает появление в мировом научно-технологическом пространстве новых глобальных игроков. Усиливается роль международного обмена технологиями.

Таким образом, сроки службы бытового оборудования диктует рынок. Скорость инноваций, как я отметила, очень высока, производители чуть ли не ежегодно меняют производственные линейки, удешевляют материалы и, соответственно, стоимость товаров. И, видимо, считают, что таким образом уравновешивают недолговечность оборудования. Следуя этой логике, в более дорогом оборудовании ресурс работоспособности рассчитан на больший период.

Конечно, нам всем нужно понимать, что, покупая сегодня бытовую технику, отремонтировать часть моделей в случае поломки через два-три года будет сложно – оригинальные детали могут просто не производить к этому моменту. И это мировая тенденция в развитии производства товаров широкого спроса, рассчитанная на рост покупательского спроса. Потребитель – участник этого процесса».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×