Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 декабря 2021,  13:37

Под лёд и в огонь. Как работает белгородская специализированная пожарно-спасательная часть

27 декабря в России отмечают День спасателя

Под лёд и в огонь. Как работает белгородская специализированная пожарно-спасательная частьФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Крупные аварии, страшные пожары, происшествия на химически опасных или радиоактивных объектах, стихийные бедствия. Во всех этих случаях первыми на помощь приходят сотрудники специализированной пожарно-спасательной части. Они пробираются туда, куда не проедет ни одна машина, проходят сквозь огонь, спускаются под воду и в завалы, поднимаются на высоту птичьего полёта. Это самый настоящий пожарный спецназ.

Накануне Дня спасателя «Белгородские известия» познакомились поближе с элитным подразделением.

Не для картинки!

Стадион регионального управления МЧС на улице Волчанской в Белгороде – место встречи с моими героями. Личный состав специализированной пожарно-спасательной части города – 90 человек, в их распоряжении 50 единиц техники: от больших пожарных автомобилей и кранов до квадрокоптеров. Некоторые из машин нас уже ждут.

— А насколько вам действительно нужны квадроциклы и снегоходы? Или это просто для картинки? – спрашиваю я замначальника спецчасти Константина Пышьева.

— Нет, это далеко не для картинки! Квадроциклы мы используем во время сезона ландшафтных пожаров, когда начинаются возгорания сухой травы, подстилки леса. Это, как правило, труднодоступные места или заболоченные. Удобно добираться туда именно на квадроциклах, обнаруживать небольшие очаги и ликвидировать их на ранней стадии. Так что мотогруппы работали ежедневно, – объясняет он.

Ещё я узнаю, что «квадрики» незаменимы при проведении разведки обстановки на крупных лесных пожарах.

 

 

А с помощью снегохода пару лет назад спасатели помогли пожилому жителю Белгородского района.

«Мужчине стало плохо, вызвали скорую, но дорога была только через поле, да и она заметена снегом. То есть на машине нельзя было туда добраться. Мы загрузили дедушку в волокушу (сани-прицеп для снегохода – прим. авт.) и доставили к трассе, где стояла скорая. Успели вовремя: как сказали врачи, ещё бы час, и всё было бы куда печальнее», – говорит Константин Пышьев.

А старший инструктор-пожарный Станислав Храмов добавляет:

«Ещё мы использовали снегоход в дальней Алексеевке: возили энергетиков по полям, когда был массовый обрыв проводов из‑за сильного обледенения»

Снегоход как раз и предназначен для движения по глубокому снегу, при этом он может тянуть за собой груз весом до 500 кг. Машина налегке способна развивать скорость до 80 км/ч.

Я была бы не собой, если бы не попросила прокатиться. Мы резко газуем и несёмся вперёд. Ветер бьёт в лицо, треплет волосы, срывает с головы шарф. На виражах немного подбрасывает, как на волнах на скоростном катере. Я в полном восторге!

 

Спасать и защищать

Но работа прежде всего, и мы продолжаем знакомиться с возможностями специализированной пожарной части. Аварийно-спасательное её подразделение незаменимо при серьёзных авариях на дорогах, чаще всего на трассах, когда машины получают серьёзные повреждения, а людей зажимает внутри.

«Сейчас актуальная погода: лёд, снег – очень много ДТП. Сотрудники нашей части выезжают на ликвидацию последствий дорожных аварий. Для этого есть спецавтомобиль, оборудованный необходимым спасательным гидравлическим инструментом. При этом он манёвренный, что позволяет быстро добраться до места происшествия», – рассказывает Константин Пышьев, пока его коллеги демонстрируют свои возможности наглядно.

К нашей беседе присоединяется начальник службы радиационной и химический защиты Евгений Ждамиров. Да, тут есть и такая – на то она и спецчасть! Ждамиров возглавляет подразделение из девяти человек. У него в подчинении – четыре старших инструктора разведки и четыре химика. Сотрудники по очереди дежурят вместе с пожарным караулом, выполняя как его обязанности, так и при необходимости непосредственно свои.

 

Евгений Ждамиров Евгений Ждамиров / Фото: Павел Колядин

 

«Мы прогнозируем радиационную обстановку на месте аварии, проводим разведку, оцениваем ситуацию и ликвидируем последствия», – говорит Евгений Ждамиров.

Именно его подразделение занималось ликвидацией последствий разлива азотной кислоты в Белгороде на улице Константина Заслонова, когда в грузовике, перевозившем эту жидкость, была повреждена ёмкость для хранения и транспортировки. Происшествие случилось 21 сентября этого года.

«Эта кислота быстро вступает в реакцию со всеми металлами, кроме драгоценных. При этом выделяется оранжево-красный дым. А опасность состоит в том, что при взаимодействии с горючими материалами, например древесиной, она может воспламениться. Наши сотрудники извлекли ёмкость из автомобиля и нейтрализовали жидкость с помощью каустической соды, на все действия потребовалось около часа», – поясняет начальник службы радиационной и химической защиты.

 

 

А потом добавляет, что его сотрудники заняты чаще всего повседневной работой:

«Дай бог, чтобы так и было! Потому что никому не хочется работать при авариях с выбросами, например радиации. О последствиях таких происшествий нам и сейчас красноречиво говорит Чернобыль».

Всего в Белгородской области около 60 предприятий, использующих опасные химические вещества, к примеру аммиак.

«Ликвидация таких происшествий довольно тяжёлая. И последствия могут быть очень серьёзными. При ветреной погоде возможно заражение воздуха: облако может отнести очень далеко, и пострадают люди. Поэтому за такими объектами пристально следят, к ним предъявляют жёсткие требования при проверках», – сообщает Ждамиров.

Сам он в профессии уже 20 лет:

«Пришёл на службу и понял, что это моё. Мне просто нравится, как по‑другому объяснить, я не знаю».

 

Работа своеобразная, но интересная!

Водолазная служба специализированной белгородской пожарно-спасательной части в этом году провела 186 рабочих спусков под воду, больше 130 тренировочных, 54 раза подразделение выезжало на проведение поисковых работ. Начальник службы Валерий Иванчихин в прошлом был инспектором пожарного надзора, потом прошёл переобучение и вот уже семь лет работает водолазом.

«Если человек пропал без вести, а рядом есть водоём, нас привлекают к работе, чтобы исключить версию того, что он утонул. Часто работаем при нулевой видимости, то есть на ощупь. Зимой – подо льдом. Чтобы не всплывать, используем грузы – один комплект весит примерно 25 кг и плюс ещё снаряжение. Как‑то раз я иду под водой, а мне что‑то в плечо – бум! Оказалось, это столб. Так что работа, конечно, своеобразная, но интересная!» – улыбается Иванчихин.

А потом заметно грустнеет, вспомнив трагические истории с детьми. В этом году в области на водоёмах утонули семь маленьких белгородцев.

 

 

«Мы доставали мальчика девяти лет. Это было в районе села Ястребово. Дети там катались втроём на велосипедах рядом с речкой. Один свалился в воду и не мог выбраться, другой протянул ему ногу и упал сам. В итоге первый выкарабкался, второй не смог, а ведь там глубина всего 1,5 метра. Но все они не умели плавать», – тяжело вздыхает водолаз.

Валерий Иванчихин добавляет, что 90 % происшествий на воде связаны с употреблением алкоголя и элементарной беспечностью. Так, в январе спасателям пришлось искать тело девушки в Везёлке, в самом центре Белгорода, в районе бывшей территории зоопарка.

«На льду были проталины – он даже не замёрз ещё. Девушка разговаривала по телефону с парнем и провалилась. Случай произошел примерно в два часа ночи. И в этом же районе потом доставали рыбака. Года 1,5 назад, уже в марте, когда было плюс 14 на улице (о каком выходе на лёд можно вообще говорить?!), в пруду Байкал утонули двое мужчин».

Александр Дмитриев Александр Дмитриев / Фото: Павел Колядин

Им сверху видно всё

Группа робототехнических средств и беспилотных авиационных систем под руководством Александра Дмитриева занимается разведкой обстановки при ландшафтных пожарах, поиском пропавших людей по заявкам полиции. В этом подразделении главная «ищейка» – квадрокоптер. Первый летательный аппарат эта служба получила в декабре 2015 года. Беспилотник, стоящий на вооружении сейчас, может подниматься на высоту до 6 км и лететь со скоростью до 16 м в секунду. Время работы на одном аккумуляторе – 20 минут. Камера коптера снимает фото и видео в формате 4К.

«Экстренные ситуации связаны с пропажей детей. В таких случаях времени на раздумья практически не бывает. Такие ребята, как правило, из неблагополучных семей, часто таким образом они стараются привлечь к себе внимание. Мне запомнился случай в 2017 году в Шебекинском районе: для ребёнка, которого мы искали вечером, это была своеобразная игра: он не уходил далеко от дома, прятался то в кустах, то в заброшенных строениях. Нашли его быстро – с помощью тепловизора», – вспоминает Дмитриев.

Квадрокоптер применяли также при ликвидации последствий взрыва газа в многоэтажке посёлка Яковлево в декабре 2019 года.

 

Мы первыми приходим на помощь

Свою работу начальник группы робототехнических средств и беспилотных авиационных систем Александр Дмитриев называет ни много ни мало смыслом жизни:

«Мы первыми приходим на помощь. Такой лозунг существует не зря, потому что только у нас есть норматив на выезд – 1 минута».

На базе спецчасти создана аэромобильная группировка главного управления МЧС России по Белгородской области. Это своеобразный сводный отряд из 100 человек, который отправляют на помощь коллегам в другие субъекты страны. Белгородцы помогали тушить пожары в Тверской, Московской областях и не только.

«Лично я участвовал в тушении лесоторфяных пожаров в Брянской области в 2016 году. 30 человек от нас там работали. Площадь возгорания составила около 700 га. Торф горит даже под землёй, и тушить его довольно сложно. Несколько населённых пунктов тогда были покрыты дымом, один из них входил в зону отчуждения: то есть торфяные залежи, скорее всего, были радиоактивны ещё с момента чернобыльской аварии», – вспоминает Константин Пышьев.

В подразделение он пришёл в 2014 году. До этого обеспечивал пожарную безопасность на одном из металлургических предприятий области.

«Мне кажется, это призвание. Наша работа спасает жизни – это самое главное», – отвечает он на вопрос о выборе профессии.

Сухих рукавов!

Ещё один мой собеседник, старший инструктор-пожарный Юрий Вдовиченко, работает в спасательном ведомстве с 2009 года. Говорит, что повидать успел всякое, но особенной свою работу не считает:

«Ничего у нас трудного нет. Ездим на вызовы, спасаем людей. Всякое за время службы было: и погибшие, и выжившие, и сильные пожары. В Белгороде, например, несколько лет назад горела шоколадная фабрика – три дня тушили. Помню, ещё лакокрасочный завод пострадал. Командировки были: ездили в 2010-м на лесоторфяные пожары, там коллега погиб в первый же день. Пожаров ведь не бывает одинаковых: каждый день новый вызов».

Живо представляя себе всепожирающее пламя, спрашиваю, а бывает ли им страшно.

«Страх всегда присутствует, но я стараюсь думать о хорошем. Когда едешь на вызов, надо мыслить позитивно. Нужно себя перебороть и успокоить», – поясняет старший инженер – руководитель дежурной смены Дмитрий Корнев.

 

 

А Константин Пышьев добавляет:

«А ещё есть осознание того, что ты в боевой одежде, в дыхательном аппарате, то есть защищён, и за тобой идут люди. Мы ведь работаем в команде. Подчеркну, что сюда (на работу в МЧС – прим. авт.) приходят после обучения далеко не все, а только те, у кого есть внутренняя жилка».

Интересуюсь и суевериями, бывают ли они.

«Конечно. Например, если перед заступлением на дежурство натереть мигалки, обязательно будет сложный выезд. Если спички под колёса класть – то же самое. Это обычно делают курсанты, которым хочется скорее попасть на пожар. Про новую боёвку такая же история. Поэтому нужно сначала по ней потоптаться, иначе крупный выезд обеспечен, – наперебой перечисляют спасатели».

В конце нашего разговора они добавляют, что прощаться в спецчасти тоже не принято. Что ж, я не прощаюсь, а просто говорю: сухих рукавов вам, пожарный спецназ!

Елена Коржова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×