Такая оперативность способствует увеличению пассажиропотока, делая белгородский аэропорт привлекательным для путешественников из сопредельных областей. Из Белгорода чартерными рейсами на отдых уже летают куряне, харьковчане и воронежцы.
Бело-синий лайнер мягко коснулся обрамлённой сугробами взлётно-посадочной полосы и быстро побежал по земле. «Боинг» из Шарм-эль-Шейха прилетел», – предваряя мой вопрос, сказал заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 Белгородской таможниАндрей Крикунов.
На улице было очень холодно, а в просторной комнате центра мониторинга ситуации, через широкие окна которого я и наблюдал за посадкой египетского лайнера, – тепло и уютно. Центр мониторинга расположился на втором этаже международного аэропорта Белгород. На шести больших экранах сотрудники таможни отслеживают оперативную ситуацию в аэропорту.
– Здесь у нас зал прилёта, здесь – вылета, – показывая на мониторы, объяснял Андрей Крикунов.
– А это – зоны таможенного контроля. Таким образом, мы можем в реальном времени следить за работой служб и, если необходимо, перераспределяем сотрудников на постах. Кроме того, мониторинг позволяет немедленно реагировать на конфликтные ситуации.
– Бывают? – поинтересовался я.
– Серьёзных ещё не было, – ответил Андрей Владимирович.
«Боинг» подрулил ближе к зданию аэропорта, где к нему подали трап и подъехал автобус, чтобы перевезти загоревших под африканским солнцем туристов в тёплое здание аэровокзала. Самолёт распахнул овальный проём двери, и из него вереницей по замёрзшим ступенькам трапа начали спускаться не по январской погоде одетые пассажиры…
Уже 19 лет белгородский аэропорт работает в международном статусе. Столько же функционирует и международный воздушный пункт пропуска Белгородской таможни. Недавно белгородский аэропорт возродился в новом, современном здании. Старое же, с пожелтевшими от времени тяжёлыми витринными окнами и растерявшей буквы надписью «Аэропо», оставили украдкой поглядывать через щели железобетонного забора на крылатых гостей своего потомка.
Чтобы попасть в зал нового аэропорта, надо пройти через рамку металлоискателя. Из-за этого при входе образовалась небольшая очередь. Но люди с пониманием относятся к неудобству.
Сегодня из Белгорода можно улететь не только на египетские пляжи, но и в таиландский Бангкок, турецкую Анталию, греческий Ираклион, испанскую Барселону, итальянский Римини, чешскую Прагу, вьетнамский Камрань, немецкий Мюнхен.
– В прошлом году услугами нашего международного аэропорта воспользовались больше 74 тысяч пассажиров, а таможенники оформили 567 рейсов, – рассказал первый заместитель начальника Белгородской таможни по таможенному контролю Игорь Алейников. – Наибольшей популярность пользуются рейсы в Турцию. В прошлом году туда летали отдыхать 21 200 туристов, в Таиланд – 3 157 и около 8 тысяч человек – в Египет.
– Из Белгорода летают только белгородцы? – поинтересовался я.
– Не только. Куряне, харьковчане и воронежцы тоже летают, – ответил Игорь Анатольевич и добавил: – Сейчас, кстати, идёт оформление на рейс в Египет, можем посмотреть.
Зал вылета международных рейсов расположился на втором этаже. К нему ведёт эскалатор. За синей лентой, отделяющей зону таможенного контроля, стоит рентгенотелевизионная установка для сканирования ручной клади пассажиров и рамки металлодетектора.
– Девушка! Девушка! – услышал я громкий окрик таможенницы, которая управляет «рентген-машиной».
– Это Вы мне? – растерянно спросила женщина лет пятидесяти с полиэтиленовым пакетом в руках.
– Вам! Вы на рейс? Тогда надо проверить Вашу кладь. Ставьте её на ленту, – скомандовала таможенница.
Рентген бесшумно проверил содержимое пакета, и растерянная «девушка» заняла очередь в кабинку паспортного контроля. Таких кабинок четыре, да и очередь к ним – это сильно сказано: человек по пять в каждую.
– На контроль отводится две минуты, – объяснил Игорь Алейников, – поэтому и столпотворения нет. Всё устроено так, чтобы ускорить оформление и оптимизировать работу.
– А как проверяют багаж, который полетит отдельно от пассажиров? – поинтересовался я.
– Также сканируется рентгеном, металлодетекторами и системой радиационного контроля. Если вдруг обнаружен запрещённый к провозу груз, то автоматически срабатывает сигнализация.
– А если человек, к примеру, проходил радиотерапию. На него среагирует система радиационного контроля?
– Да, и мы будем выяснять, что к чему. Если у человека есть справка из больницы о таком лечении, то никаких проблем не возникнет.
– Игорь Анатольевич, а как Вы можете прокомментировать недавний запрет проносить жидкости на борт самолёта?
– К таможне этот вопрос отношения не имеет. Это компетенция авиационной безопасности. Тем не менее при оформлении наши сотрудники предупреждают пассажиров о запрете и рекомендуют сдать такие вещи в багаж.
Зал регистрации на рейс постепенно заполнялся туристами. В основном это были пожилые люди и молодые пары с детьми.
– Куда Вы летите? – поинтересовался я у пожилого мужчины, который шёл на паспортный контроль.
– В Шарм-эль-Шейх. Мы из Воронежа, хотим с женой немного погреться на солнышке, – ответил он. Валерию Морозову – так зовут мужчину – нравится белгородский аэропорт:
– По сравнению с нашим, воронежским, ваш аэропорт шикарный, – сказал он.
– А как Вы относитесь к запрету проносить в самолёт жидкости?
– С пониманием. Это наша безопасность, а если захочется попить, то можно попросить у стюардессы.
Пассажирам на втором этаже только предстоял полёт на тёплые пляжи Красного моря, а на первом этаже аэропорта, в зале прилёта, таможенники уже оформляли отдохнувших.
Пройдя паспортный контроль, туристы подходили к чёрной ленте транспортёра, на которой из багажного отделения выплывали их сумки. Взяв свою поклажу, люди проходили через металлодетекторы в зал таможенного досмотра и буквально через минуту оказывались в просторном зале аэропорта. Некоторых встречали с цветами.
«Аэропорт, – это визитная карточка Белгорода. И в скором времени, чтобы сделать его ещё комфортнее, мы внедрим систему зелёного и красного коридоров. Если у пассажира нет вещей, которые необходимо декларировать, то он сможет беспрепятственно пройти на регистрацию по зелёному коридору. Вещи в таком случае наши сотрудники будут проверять выборочно. А если надо что-то задекларировать, то милости просим в красный коридор. Такая система позволит сократить время оформления, а следовательно, мы увеличим пропускную способность аэропорта», – подчеркнул первый заместитель начальника Белгородской таможни Игорь Алейников.
В размеренный шум зала ожидания ворвался голос аэровокзального диктора: «Регистрация на рейс № 774 Белгород – Шарм-эль-Шейх закончена».
«Через четыре часа этот самолёт приземлится в Северной Африке, где в январе плюс 30», – подумал я и пошёл на рейс троллейбуса № 4, чтобы через 20 минут приземлиться в редакции. Аэропортовский термометр показывал минус 14.