Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 июня 2015, 15:16
 Сергей Шевченко 3299

Евгений Савченко: Абсолютно не считаю себя авторитарным

«БелПресса» собрала самые важные высказывания Евгения Савченко из большого интервью газете «Завтра»

Евгений Савченко: Абсолютно не считаю себя авторитарным Фото Вадима Заблоцкого
  • Сергей Шевченко
  • Статья

Почему Евгению Савченко нравится шведская модель экономики, что белгородский губернатор хотел бы написать на фронтоне Центробанка, для чего России нужно разгрузить Москву и считает ли многолетний глава Белгородской области себя авторитарным управленцем.

Об экономической справедливости

«Поскольку мы живём в парадигме окружающего нас реального мира, то в первую очередь людей интересуют экономические отношения. Сегодня они справедливые? Конечно нет! Наше государство выбрало самую несправедливую экономическую модель, причём крайне несправедливую её форму – либеральную рыночную модель. Но даже в рыночной модели – и на местном уровне в том числе – мы должны находить механизмы сдержек и противовесов, чтобы сделать её менее агрессивной по отношению к людям».

«Давайте зададим вопрос. Кто создаёт нынешние богатства? В этом задействованы три фактора. Первый фактор – это старый капитал, который создан трудом предыдущих поколений. Это здания, сооружения, оборудованные машины, тракторы и т. д. Второй фактор – это труд непосредственно сегодня работающих людей. И третий фактор – это природные ресурсы. Земля, воздух, вода, солнце, тепло и свет, которые мы потребляем в процессе производства, полезные ископаемые.

Вот три фактора. Соответственно, новый капитал, а это прибыль, заработная плата и налоги, должны распределяться справедливо между теми, кто создаёт новый капитал. Собственнику старого капитала: пожалуйста, вам одна треть в виде прибыли. Людям, которые сегодня работают, – одна треть в виде зарплаты. И поскольку природные ресурсы являются государственными, значит, одна треть должна доставаться государству в виде налогов. Итак, налоги – государству, заработная плата – наёмным работникам, дивиденды – собственникам, акционерам.

Но у нас же государству от нового капитала в виде налогов достаётся не одна треть, а максимум четверть, а то и процентов двадцать. Людям достаётся не треть, а примерно 15–20%. При этом зарплата менеджеров в десятки и сотни раз выше зарплаты рядовых работников. Всё остальное идёт собственнику. Это страшная несправедливость. Значит, задача государства заключается в том, чтобы правильно распределять. Шведы, например, во-первых, ввели высочайшие налоги, а во-вторых, у них установка: заработная плата, максимальная от минимальной, должна отличаться максимум в четыре раза: если минимальная – 2 тыс. евро, то максимум, что может получить любой топ-менеджер, – 8 тыс. евро».

О важности интуиции и сельском хозяйстве

«Надо заглядывать вперёд подальше и сегодня решать проблемы завтрашнего дня при помощи интуиции. Революция – это итог неумелого управления. Что такое интуиция? Это голос души. Интуиция тебе подсказывает: «Делай – и ты в конце концов выиграешь». Я был абсолютно убеждён в правоте того, что мы начали развивать сельское хозяйство эволюционным путём даже вопреки тогдашней экономической ситуации. Тогда все завозили всё дешёвое, говорили, что не надо производить ни молоко, ни мясо, мы всё купим. А мы начали работать. Убытки получали, неудачи были. Но у меня было ощущение сегодняшних санкций ещё 15–20 лет назад. Ощущение, что нам перекроют всё и скажут: «Мы вас на крючок посадили…». Это же элементарная логика международных отношений: сегодня вот тебе пряник, а завтра вместо пряника дадут кнут».

О России и Москве

 «В центре России обезлюдело. Москва – это не центр России. А мы туда вкладываем, вкладываем… На одного жителя Москвы сегодня расходуется бюджетных средств свыше 50 тыс. рублей в год только на строительство метро, развязок, дорог. Вот она, «чёрная дыра» нашей экономики. Триллион рублей идёт на это.

А так не нужно делать. В Москве должно жить не более 5 миллионов человек. И тогда не надо метро дополнительно строить, не нужны развязки, никаких пробок никогда не было бы. Это же можно было сделать, и сейчас ещё не поздно. А мы вкачиваем огромные деньги в инфраструктуру – наши общие бюджетные деньги, и дополнительно туда стягиваем кучу людей. Было 10 млн населения, уже 15, завтра будет 25 млн людей. А Россия вся голая кругом. Но вакуума в расселении не бывает. Если там не стало нас, завтра туда придут другие. Это чей вопрос? Государственный. Всё развернуть в другую сторону. А для этого сказать: «Ребята, смотрите, всё просто. Вот вам закон один, второй, третий». Приняли законы. «Вам удобно?» – «Удобно». Всё, выезжай из Москвы, там дети твои, может быть, останутся, а тебе уже за 50 лет, живи спокойно в своём поместье. Занимайся грибами, льном, пчёл разводи, в озере – рыбу, создай там какой-то завод, наслаждайся верховой ездой, гольфом. То есть рекреационное сельское хозяйство. И оно же – и экономика».

Об общем деле, которого нет

«Я не являюсь отшельником и не чувствую изоляции. Я живу в этом мире, сейчас – губернатор области, знаю, что нужно для того, чтобы развивать хозяйство области. У меня сформированы чёткие умозаключения, как это делать. Но у нас в стране вектор экономический – либеральный. Хотя я не против рыночной экономики. Однако рыночную экономику надо в таком подать виде, чтобы все люди были задействованы. Мы всё время говорим: «Общее дело, общее дело». А его же нет. Почему бы строительство дорог в стране не сделать общим делом? Что такое сегодня построить хорошие дороги? Денег нет? А как это американцы делают? Сейчас 18 трлн долларов они заняли у своего центрального банка, у ФРС. У нас не может правительство занять деньги у своего российского Центрального банка. Потому что закон сделан под диктовку МВФ, когда в России были большие долги. Но сейчас их нет. Кто-то из экономистов сказал: «Ничто так не обогатило человечество, как долговой вексель». Эти слова надо золотыми буквами на фронтоне нашего Центробанка написать. То есть занимай у Центрального банка, но только не спускай эти деньги, а вкладывай в инфраструктуру, в жильё, в производство, в экономические проекты. И экономика расцветёт».

О своём авторитаризме

«Абсолютно не считаю себя авторитарным. Авторитарный – это тот, кто говорит «делай, как я сказал» и за последствия при этом не отвечает. Я авторитарный в достижении цели после того, как при общем согласии большинства выработано решение. У меня в кабинете написаны слова: «Приказывай без наглости, подчиняйся без унижения». Ими я и руководствуюсь».

Источник.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×