Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 апреля 2018, 19:31
 Сергей Шевченко 18626

«Минусов нет». Шесть районов Белгородской области преобразуют в городские округа

Депутатов и бумаготворчества станет меньше, бюджет округа будет общим, территории смогут участвовать в федеральных программах

«Минусов нет». Шесть районов Белгородской области преобразуют в городские округа Фото Вадима Заблоцкого
  • Сергей Шевченко
  • Статья

Городскими округами станут Алексеевский, Валуйский, Грайворонский, Новооскольский, Шебекинский и Яковлевский районы. Власти заявляют, что в ходе преобразований жители этих районов никаких неудобств не почувствуют.

«Решение обосновано»

Все шесть районов намерены перейти с двухуровневой на одноуровневую систему управления. Сейчас у каждого поселения есть своя администрация с главой, а также корпус земских депутатов. Над ними стоит администрация всего района и муниципальный совет.

После реформы останется только окружная власть. Главы поселений будут представлять администрацию округа и продолжат работу на местах. А вот депутатов земских собраний больше не будет – каждое поселение в муниципальном совете округа будет представлять свой депутат. Число местных депутатов сократится в пять раз.

С инициативой управленческих преобразований вышли сами районы, а региональное правительство их поддержало.

«Мы пришли к выводу, что это решение обосновано и с управленческой точки зрения, и с точки зрения экономики», – заявила сегодня заместитель губернатора – начальник департамента внутренней и кадровой политики Ольга Павлова.

Административная реформа произойдёт в первом полугодии. 9 сентября 2018 года в 20 из 22 районов области должны пройти выборы местных депутатов. Теперь жители этих шести районов в единый день голосования выберут только совет городского округа, депутатов поселений выбирать уже не будут. Это значительно снизит затраты на выборную кампаниию: только Валуйский район сэкономит 1,5 млн рублей.

За справками в райцентр?

Глава Грайворонского района Геннадий Бондарев сообщил, что самый популярный вопрос от жителей о том, придётся ли им ездить за справками в район и лишатся ли они льгот, положенных селянам. Власти говорят, что в жизни жителей ничего не изменится. У главы поселения останутся все необходимые печати и полномочия. Льготы останутся на месте, налоги будут теми же.

«Если бы хоть один показатель ухудшался, я бы никогда на это не пошёл», – признался Бондарев.

По его словам, глав поселений освободят от бумажной работы и нагрузят делами, которые нужны именно местным жителям. Не изменится и статус населённых пунктов.

«Есть понятие населённого пункта как географической единицы. Всё остаётся в прежних границах. Населённые пункты остаются теми же, что и были ранее. Если ты проживал в селе, то ты и останешься жителем села, несмотря на то что сформирован городской округ. Ничего не изменилось. Налогообложение останется прежним. Льготы у сельских жителей останутся прежними. Меняется только система управления», – заключила Ольга Павлова.

Иллюстрация Дмитрия Исаева

Депутатов в свободное плавание?

Всего в Белгородской области должно быть 1 027 депутатов: это и областные, и муниципальные, и земские. Сейчас заняты 950 мест. В районах говорят, что люди не очень охотно идут в депутатство: работа бесплатная, но чревата, например, ежегодной сдачей декларации доходов и расходов всей семьи. Часть депутатов формально исполняют свои функции. Некоторые же стали настоящими местными активистами. Таких людей обязательно сохранят.

«Каждый человек в цене. А активный человек бесценен. Такие люди не останутся за бортом. Во‑первых, ни одно сельское поселение не останется без голоса в муниципальном совете, который будет состоять из 29–35 депутатов в каждом округе. Некоторые из нынешних депутатов поселений станут членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Будучи депутатами, они не могли работать на выборах, а квалифицированные люди в этой системе нужны», – отметила Ольга Павлова.

Часть активистов задействуют в ТОСах (территориальном общественном самоуправлении). Региональное правительство готовит большую программу по увеличению их числа. В федеральном законодательстве вводится институт старост, на посты которых как раз и понадобятся активные люди на местах.

Бюджет взаимопомощи

В региональном правительстве видят как минимум три позитивных эффекта от этой реформы. Первый – единый бюджет округа. Дело в том, что 90 % бюджетов поселений дотационные. Но, чтобы эти сёла и посёлки получили помощь от более богатых населённых пунктов, нужна была долгая и бюрократизированная процедура. Теперь власти округа смогут оперативно реагировать на нужды поселений и сбалансированно распределять бюджетные средства между ними.

Глава администрации Валуйского района Алексей Дыбов заверил, что главы сельских поселений встретили аплодисментами новость о переменах. При этом самих глав поселений, к которым местные жители и идут за помощью, в полномочиях не урежут. Руководители районных администраций говорят, что теперь они смогут активнее помогать своим землякам.

«Вот сейчас весна. Многие дороги пришли в негодное состояние. Где‑то кровля течёт. У сельских территорий практически нет средств, и они в итоге всё равно обращаются в районную администрацию, которая и занимается этими вопросами», – отметил Дыбов.

С ним согласился и глава Грайворонского района Геннадий Бондарев:

«В селе Гора-Подол обрушилась скважина. Это 1,5 млн рублей. Что делать? Я ведь понимаю, что нужно срочно найти средства, и мы выделяем эти деньги из резервного фонда главы района: я не могу оставлять людей без воды».

Помощь из Москвы

Помимо общего бюджета, в числе плюсов Ольга Павлова называет создание единого нормативно-правового поля. Районные власти издают свои акты, поселения – свои. Все эти документы часто дублируют друг друга, но их разработка обходится бюджету дорого. Поэтому «устранение дублирующего бумаготворчества» – ещё одна задача этой реформы.

Третий эффект связан с тем, что городские округа активнее развиваются. В них больше инвестируют. Во многом это связано с тем, что сам по себе городской округ может принимать участие в федеральных проектах и грантовых программах, которые недоступны районам.

В 2007 году процесс преобразования из района в городской округ уже прошли Старооскольский и Губкинский районы.

«Мы с завистью смотрели на Губкинский район. Они напрямую участвуют в федеральных программах. Мы же могли работать только в небольших проектах. Теперь у нас наконец‑то появится такая возможность»,– отметил Дыбов.

«Минусов у этого процесса нет. Только плюсы. Практика это показала. В чём проиграли Губкинский и Старооскольский районы? Они оказались в выигрыше», – заверил Бондарев.

«Могу привести в пример Старооскольский городской округ. По проекту «Формирование благоприятной городской среды» он, расходуя собственных 97 млн рублей, привлекает более 600 млн рублей. Это один из примеров тех возможностей, которые получил округ», – сообщила Ольга Павлова.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×