• 56,27 ↓
  • 62,92 ↓
  • 2,14 ↓
11 апреля 2017 г. 17:57:52
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
  • Соломенная шляпка с пером домашней птицы (начало XX в.). Фото Владимира Юрченко

  • Бухарка. Фото Владимира Юрченко

  • Кокошник на картинах Константина Маковского. Фото Владимира Юрченко

  • Сорока села Верхососна. Фото Владимира Юрченко

  • Бархатник. Фото Владимира Юрченко

  • Образцы лент золотного и серебряного шитья, конец XIX века. Фото Владимира Юрченко

  • Сорока конца XIX века. Составные части – роги, подзатылень и сорока. Фото Владимира Юрченко

  • Сарафанный комплекс Грайворонского уезда. Фото Владимира Юрченко

  • Соломенная шляпка с пером домашней птицы и боа из перьев страуса. Фото Владимира Юрченко

  • Реконструкция наряда дамы начала XX века. Шляпка клош, меховая горжетка. Фото Владимира Юрченко

  • Авторская шляпка середины XX века. Фото Владимира Юрченко

  • Шляпка-таблетка. Фото Владимира Юрченко

  • Фетровая женская шляпка, 1930-е. Фото Владимира Юрченко

  • Традиционные головные уборы на картинах Геннадия Кудрявцева. Фото Владимира Юрченко

  • Фетровая женская шляпа (Чехословакия, 1950-е). Фото Владимира Юрченко

  • Фото Владимира Юрченко

  • Шляпка из 1950-х. Фото Владимира Юрченко

  • Шляпка-менингитка. Фото Владимира Юрченко

Соломенная шляпка с пером домашней птицы (начало XX в.). Фото Владимира Юрченко

В историко-краеведческом музее представлены экспонаты XIX и XX веков.

На выставке можно увидеть и старинную традиционную сороку, и модные советские шляпки.

Акцент в экспозиции сделан на крестьянские головные уборы. На акварелях Геннадия Кудрявцева можно увидеть их основные виды: девичьи повязки, кокошники, сороки и бархатники. Есть и образцы вышивок конца XVIII века, которыми украшали венцы. Девушки из богатых семей предпочитали ленты с золотым и серебряным шитьём. В семьях победнее носили обычные ленты или повязки.

Наиболее узнаваемый белгородский традиционный головной убор – сорока. На стендах выставлены образцы конца XIX века из сёл Афанасьевка и Верхососна. Сороку украшали очень богато, нашивали на неё обереговые символы и передавали по наследству.

Ещё один экспонат – бархатник (цилиндрическая шапочка на твёрдой основе, которую делали преимущественно из бархата). Её дополняли серебряным позументом, металлическими розеточками, вставками из стекла, перламутра, бусин, а также костяными пуговками. Ещё в Грайворонском уезде носили головной убор, представлявший собой чалмообразную повязку, сделанную из платка под названием «бухарка».

В 1920–30-е годы в моду вошли короткие стрижки, и культовой шляпкой в это время стала клош, завезённая из Франции.

«В начале 1920-х годов в городе открывается много модных ателье и шляпных мастерских. Владелицей шляпной обычно была женщина. Она набирала себе учениц. Им предоставлялось жильё и питание. После окончания обучения наиболее талантливые девушки открывали уже свои ателье. Подобных мастерских было очень много. И поэтому дефицита в шляпках не было. Шили самые разные модели», – рассказала хранитель музейных предметов Ольга Дмитриченко.

В 1930-е женщины вновь стали отращивать волосы, завязывать их в пучок, поэтому головные уборы модернизировались. Популярностью пользовалась шляпка-таблетка.

В 1950-е после всех потрясений жизнь возвратилась в мирное русло и в моду вновь вошла женственность. В СССР просочилась информация о стиле New Look, предложенном Кристианом Диором. Для одного из его показов была придумана изящная шляпка-менингитка. Никто не мог предположить, что она станет популярна и в нашей стране с суровым климатом. Менингитка была вне сезона. Её носили в любое время года, изготавливали из меха, соломы и других материалов.

Выставка продлится до 14 мая.

Анна Кущенко


для комментариев используется HyperComments