• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
6 октября 2015 г. 16:24:33

В Белгороде открыли выставку одного из ведущих художников России

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Жизнь в творческом поиске
Скульптура «Чаша судьбы», давшая название арт-проекту. Фото Владимира Юрченко

Экспозицию, представленную в Белгородском художественном музее, посвятили 70-летию члена Российской академии художеств Валерия Малолеткова. Она удивляет как своим разнообразием, так и глубиной смыслов.

Неустанный творец

Валерий Александрович родился в Киеве. За его спиной учёба в двух художественных училищах. Член Международной академии архитектуры, народный художник РФ, он создал и продолжает создавать декоративно-прикладные вещи, которые можно отнести к высокому искусству. Из всех материалов больше всего по душе ему пришлась керамика.

В экспозиции есть бронзовая Марина Цветаева, широко представлен фаянс (воздушная «Айседора Дункан», увлекающий «Полёт Данте», неожиданный «Джон Леннон», символичная «Индия»), поражает неожиданностью тематики фарфор («Натюрморт с хоккейной перчаткой», «Натюрморт с мандолиной»).

Посетители могут увидеть и шамот (обожжённую до потери пластичности огнеупорную глину), и бисквит (неглазурованные белые керамические изделия), и каменную массу (близкий к фарфору керамический материал, имеющий плотный черепок).

Малолетков занимается как мелкой пластикой, так и крупномасштабными архитектурными работами. Вместе с коллегами он создал для палеонтологического музея РАН рельефы площадью 600 кв. м. Они занесены в Книгу рекордов Гиннесса как беспрецедентное по масштабу произведение монументальной керамики XX века.

«Арт-проект – это срез того, что сделано за всю жизнь. Учился я у выдающихся русских художников. И мои учителя меня научили главному: в нашем деле никого не обманешь. Если ты обманул себя, это не значит, что ты обманешь других и своих потомков – они смотрят строго и серьёзно, лучшее оставляют, а худшее отбрасывают», – отметил Валерий Малолетков.

  • Валерий Малолетков.

  • Графика «Кабарда, Витебск, Москва».

  • «Индия».

Эксперименты и путешествия

Вечный эксперимент, желание соединить рационализм Востока с чувственностью Запада – вот что отличает этого художника. Но самое главное, что его эксперименты – это не стремление удивить и эпатировать публику, а неустанный поиск себя, желание развиваться. В каждой работе Малолеткова  – частичка его души. Несмотря на замысловатость формы, они доступны для понимания русскому человеку и вызывают самые тёплые эмоции.

Валерий Александрович признался, что привык не ждать капризную музу, а неустанно трудиться. И ему мало интересны уже проторённые творческие дорожки. Представленный арт-проект «Чаша судьбы» включил в себя работы разных лет и стал отражением и многочисленных путешествий художника, и его погружений в мировую литературу, философских исканий.

Несколько лет Малолетков жил и работал в Греции, посетил Индию, Китай, выставлял свои работы в Париже. В последнее время он бывал в старинных русских городах. Во время всех этих поездок художник впитывал в себя культуру других стран. Все эмоции от увиденного и познанного вылились в творчество.

Серии его графических работ завораживают. «Черногория», «Индия», «Кабарда, Витебск, Москва», «Афины – Париж – Москва» – в каждой из них посетитель выставки увидит не популярные среди туристов места, а личные эмоции от посещения той или иной страны, выраженные в интересных деталях и запечатлённых художником сокровенных, окутанных пеленой романтики местах.

Большое место в его творчестве занимает греческая тема. В экспозиции есть художественная серия «Сделано в Греции», в которой мифологические мотивы неожиданно соединены с реальностью, а также тематическая керамика: «Эллада», «Марафон», «После битвы», «Остров Патмос».

Несмотря на интерес к другим странам, сердце Валерия Малолеткова принадлежит России. На открытии выставки он говорил о любви к родине и призвал беречь молодое поколение от «насаждающегося антирусизма». Очень порадовала мастера встреча с воспитанниками белгородской художественной школы:

«Я был тронут отношением юных белгородских художников к искусству. Мне задавали такие взрослые вопросы, на которые надо отвечать прямо, открыто и очень серьёзно».

  • Художественная серия «Сделано в Греции».

Посетителям выставки будут интересны и фотоработы автора – натуралистичные «Плоды изобилия», лиричные «От Рязани до Берлина», «От России до Чехии».

Диапазон тем, обращение к литературным сюжетам, историческим персоналиям и музыкальным гениям выдаёт в художнике человека с широким кругозором. В его керамике много философии: добро и зло, гармония и красота, крушение и возрождение, личность и толпа.

Экспериментирует Малолетков и с цветом – это прослеживается во многих его работах (серия «Цветение», «Кратер», «Гоанский дневник»).

Посетители выставки могут увидеть также фотографии, запечатлевшие работы автора в крупнейших собраниях страны: Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, Всероссийском государственном музее декоративно-прикладного и народного искусства. В коллекции Белгородского художественного музея тоже есть произведениями Малолеткова – в технике шамотной глины и фаянса: «Н. В. Гоголь», декоративные тарелки на библейские сюжеты, серия сосудов «Карты».

Арт-проект «Чаша судьбы» стал всероссийским. Ранее его демонстрировали в Академии художеств и в Рязани. После Белгорода его увидят ещё во многих городах.

Частью проекта стала одноимённая объёмная монография. Она не первая в творчестве художника. Ведь, помимо того что он стал автором сотен художественных и скульптурных работ, из-под его пера вышли интересные издания: «Между Востоком и Западом», «Мгновения жизни», «Рисунки из дневника», «Мозаика памяти», «Современная керамика мира», своим опытом Малолетков охотно делится с учениками.

Арт-проект «Чаша судьбы» – это и размышление о судьбе творческой личности в беспрерывно меняющемся мире, и думы о развитии цивилизаций, и взгляд на свой творческий путь с высоты прожитых лет.

Выставка продлится до 25 октября.


для комментариев используется HyperComments