Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 ноября 2015, 14:36
 Ольга Алфёрова 4980

Жизнь после смерти

Что ожидает человека, выжившего после попытки самоубийства

Жизнь после смерти Областной психоневрологический диспансер. Фото Вадима Заблоцкого
  • Ольга Алфёрова
  • Статья

С критической отметки по количеству суицидов наша область ушла пять лет назад (вся страна – только в прошлом году). Но за прошедший год с собой покончил 271 белгородец, а число попыток самоубийства невозможно сосчитать. Для профилактики суицидов и работы с людьми, которые выжили, в Белгороде открылся первый кабинет социально-психологической помощи.

Суицид лечится

Что происходит, если человек совершил попытку самоубийства, но выжил и попал в больницу – травматологию, реанимацию? Медперсонал связывается с психиатрической больницей, и в отделение приходит психотерапевт. Его задача – побеседовать с человеком, помочь ему переосмыслить ситуацию, пригласить на приём и лечение. Если человек отказывается, врач не может настаивать на общении.

Принудительно лечить пострадавшего доктор тоже не может. По Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» человек может быть госпитализирован в недобровольном порядке по определению суда, в случае если суицидальное поведение вызвано тяжёлым психическим заболеванием. Вопреки расхожему мнению, большинство пациентов психиатрической больницы оказались здесь добровольно. Сегодня почти из 500 человек, получающих лечение, недобровольных – семь.

Кабинет социально-психологической помощи находится в областном психоневрологическом диспансере (ул. Преображенская, 66). Врач-психотерапевт, специалист по суицидологии, консультирует людей, которые наблюдаются в диспансере и самостоятельно обратились за помощью, а также их родственников. Здесь человек может лечиться анонимно.

«Мы хотели бы открыть кабинет при студенческой поликлинике БелГУ, а в идеале – при каждом университете, поскольку подростки – это основная группа риска, – говорит Виктор Руженков, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии НИУ «БелГУ». – Это связано во многом с тем, что среди детей и подростков повышается уровень психиатрических заболеваний, а профилактика и поддержка в нужный момент слабо развиты. По статистике, ежегодно в России каждый 12-й подросток совершает попытку суицида».

  • Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии НИУ «БелГУ» Виктор Руженков.

  • Виктория Руженкова, врач-психиатр, изучающая суицидальное поведение.

Выживших – казнить

Факторы риска самоубийства – молодой возраст, алкоголь и наркотики, безработица, частая смена места жительства, одиночество, психическое расстройство, инвалидность, конфликты в семье, бедность и уже совершавшиеся попытки. Сельские жители идут на этот шаг в два с лишним раза чаще, чем городские, а мужчины – в 7,5 раза чаще, чем женщины.

Чем раньше человек обратит внимание на собственные тревожные мысли и начнёт с ними работать – тем лучше. На ранних стадиях лечение состоит в формировании антисуицидальных факторов личности: это семейные и социальные связи, поддержка близких людей, чувство долга, творческие планы, занятость и умение справляться с жизненными трудностями.

Религиозные убеждения – тоже один из сдерживающих факторов, однако в нашей традиции проблема, скорее, наоборот – усугубляется религией. Из-за полного неприятия православным христианством самоубийств человек не может найти себе здесь опору и поддержку, довериться кому-то в своих гнетущих мыслях.

«При Петре I самоубийство приравнивалось законом к убийству, и человека, выжившего после попытки суицида, полагалось казнить, – рассказывает Виктория Руженкова, врач-психиатр, изучающая суицидальное поведение. – В нашем обществе по-прежнему существует так называемая стигматизация суицида. Человек, носящий такие мысли, считается психически нездоровым, а уж попасть в эту категорию – заполучить клеймо на всю жизнь. Однако попытки суицида совершают как люди здоровые, так и с психическими заболеваниями и в пограничных состояниях».

Стигматизация очень мешает получить людям своевременную помощь: боясь получить осуждение у близких, человек пытается решить свои проблемы самостоятельно, а когда психические силы на исходе – идёт на отчаянный шаг. Часто работа врача-суицидолога заключается просто в отрезвлении человека: взгляд постороннего со стороны демонстрирует, что проблема не так неразрешима, как кажется.

Психиатрическая поддержка – такое же важное условие профилактики самоубийств, как и социальное благополучие, культура в обществе и его моральные ценности. А пока что статистика остаётся внушительной: 40 % людей, совершивших попытку суицида, уже в течение года повторяют её.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×