• 63,87 ↓
  • 68,69 ↑
  • 2,45 ↑
29 сентября 2015 г. 11:31:19

Оркестр духовых инструментов Белгородской филармонии отметил 25-летие грандиозным концертом

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Юрий Меркулов: В концертном зале, на улице, в поле – мы играем везде
Фото Владимира Юрченко

Юбилейная программа была разнообразной. В ней решили соединить все лучшие произведения, прозвучавшие на самых разных концертах оркестра за последние шесть лет. Для открытия выбрали впечатляющую «Судьбу богов» Стивена Рейнеке, за ней последовал «Любовный концерт» Якоба де Хаана. И вот уже дирижёры вместе с музыкантами оркестра принимают на сцене поздравления и подарки, вспоминая 25-летнюю историю.

Классика и эксперименты

В 1990-е годы это был совершенно другой коллектив, с другими задачами и составом. Он назывался «Возрождение». Его главный дирижёр Владимир Зарицкий на нынешнем юбилейном вечере следил за музыкантами из зрительного зала и видел знакомые лица: несколько человек в оркестре играют практически со дня основания. Директор филармонии Светлана Боруха акцентировала внимание и на том, что большую часть нынешнего коллектива составляют выпускники белгородского института искусств и культуры.

С 2009 года главным дирижёром оркестра стал Юрий Меркулов. Он повёл коллектив к новым высотам. Теперь его знают практически во всех городах России и даже за рубежом.

Почему? На этот вопрос слушатели филармонии сами нашли ответ. Великолепная игра музыкантов увлекала за собой то на таинственный остров Калипсо, то в чарующий мир мюзиклов и голливудского кино. Не обошлось и без казачьих мотивов, молдавской фантазии.

Дирижёр Александр Яговдик, лауреаты международных конкурсов, вокалисты Татьяна Дружинина и Евгений Добров, солисты оркестра Михаил Пидручный (пан-флейта), Виктор Скрынников (тромбон), Николай Кравченко (труба) и Юрий Макаренко (кларнет), а также театр танца «Лето» помогли сделать вечер незабываемым.

  • Главный дирижёр Юрий Меркулов.

  • Дирижёр оркестра Александр Яговдик.

  • Камерный хор филармонии.

  • Михаил Пидручный играет на пан-флейте.

  • «Памяти майкла Джексона».

  • «Поющие под дождём».

  • Татьяна Дружинина.

  • Театр танца «Лето».

Духовое братство

Перед концертом мы пообщались с главным дирижёром оркестра духовых инструментов Юрием Меркуловым.

– Юрий Дмитриевич, когда вас в 2009 году назначили главным дирижёром, какие задачи вы перед собой ставили?

– Я был не совсем новичок в этом деле. Но скажу честно, что духовые оркестры не любил, поскольку играл в джазовом и симфоническом. И образование моё больше тяготело в ту сторону. Поэтому я без большого энтузиазма воспринял это предложение, но решил: раз выбрали именно меня, раз коллектив принял меня как руководителя, придётся браться за дело, и браться с большим усердием. И вы знаете, такое впечатление, что с 2009 года у меня не было ни одного выходного, потому что я решил сделать оркестр другого уровня, другой комплектации. Пошли годы кропотливой работы, нужно было работать сплочённой командой, и за это спасибо штабу оркестра, который всегда находился рядом и выполнял все задачи в срок и качественно. Мы росли, крепли, пробуя себя на сцене в том или ином жанре, и, конечно, стояла задача привлечь публику к духовому искусству. Сделать это можно было только благодаря качеству игры, разнообразию программ, доступности, чтобы зрители, посещая концерты, не оставались равнодушными. Мы играем много детских концертов, студенческих, патриотического направления для старшего поколения.

– Всё ли, что вы задумывали, воплотилось в жизнь?

– Вообще наш абонемент № 15 называется «Отражение времени». И я думаю, мы шагаем в ногу со временем. Духовой оркестр, как составляющая музыкальной жизни региона и страны, должен быть на плаву, приумножая и сохраняя культурный пласт нашей родины. Останавливаться на достигнутом не нужно, надо критически к себе относиться, постоянно быть в поиске. Любой успех – это только начало. Ноты у нас присутствуют, так же как и желание, и музыканты, которые свято верят в то, что мы делаем.

– Как менялся коллектив за прошедшие годы?

– Он изменился, но я бы не хотел говорить, что он изменился кадрами. Музыканты-духовики – это негласное братство. Мы обо всех помним и дружим со всеми, кто ушёл по тем или иным причинам. Никогда у нас не было ни одного скандала. Не скрою, что в наш оркестр стоит очередь. Многие хотят здесь работать, но не всех можно взять, хотя штат у нас достаточно большой – 55 человек.

Естественно, коллектив омолаживается. Пусть молодёжь себя проявляет, показывает высокий класс игры. Хотя у нас присутствуют и музыканты старшего возраста – это совесть оркестра. Они всегда и за дисциплиной посмотрят, и грамотный совет дадут.

Музыка для всего мира

– Как бы вы могли охарактеризовать ваш репертуар? Это тоже отражение времени?

– Во-первых, много нот неигранных. В России, если честно, не совсем всё хорошо с нотным репертуаром для духового оркестра. Есть кое-что, но это капля в море.

Я понимаю, что всё нужно играть. Например, собрали мы энное количество материала о музыке моря, вот и появилась такая программа. Или видим, что у нас много талантливых солистов, и решаем создать программу «Парад солистов». Каждый второй из оркестра был готов солировать, но мы провели отбор.

Много с нами сотрудничало дирижёров извне – и москвичи, и американцы, которые пытались внедрить свои знания, замечания. У нас с американцами разный менталитет, культура, многое было не понятно, мы по-разному, наверное, даже играем и трактуем то или иное произведение. Но всё равно это был полезный опыт.

А вот к 9 Мая сам бог велит делать патриотические программы, куда включаются песни военных лет, музыка патриотического содержания. Новый год, 8 Марта, праздник первого снопа – везде мы можем сыграть. Играли и в поле, и на улице, и в концертном зале. Мы знаем, что нужны, востребованы. И это двигает нас на творческие подвиги.

– Какие творческие события запомнились вам за последнее время?

– Одно время мы зачастили по фестивалям. Нужно было расширять географию, знакомиться с дирижёрами, музыкантами. Это всё шло только на пользу. Всё центральное Черноземье объездили, были в Москве, где взяли Гран-при. Ездили в Польшу, причём пригласила нас польская сторона, и мы были единственным оркестром, представлявшим Россию. Плюс ко всему там был фестиваль-конкурс и международная конференция, где я выступал с докладом. Мы привезли из Польши семь лауреатств.

Второй год подряд выступаем на Дне славянской письменности и культуры, аккомпанировали большому сводному хору. Духовой оркестр – оркестр улицы, никакой музыкальный коллектив не прозвучит на ней также мощно, ярко и масштабно. Нельзя не упомянуть и «Парад духовых оркестров» – триумфальное действо, проходившее в августе этого года. Все зрители были в восторге. Да по-другому и быть не могло!

– Какое место, по-вашему, занимает русская духовая музыка в мировом музыкальном пространстве?

– Это неотъемлемая часть культуры. Недавно я был в Москве, и оркестры со всего мира играли там «Прощание славянки». Вот как надо дружить, господа политики! Духовая музыка более демократичная по сравнению с симфонической или джазовой. Наше творчество – для всего мира.


для комментариев используется HyperComments