• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
26 октября 2015 г. 18:16:05

В Белгороде завершились IV Шереметевские музыкальные ассамблеи

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Всё лучшее от века девятнадцатого
Солистка Большого и Мариинского театров Вероника Джиоева. Фото Владимира Юрченко

В этом году фестиваль прошёл на стыке изобразительного искусства, литературы и музыки XIX века. За первые два (так органично совпало в Год литературы!) отвечали белгородские музеи – литературный и художественный. С музыкальными шедеврами на протяжении трёх фестивальных дней белгородских меломанов знакомили в филармонии. Второй и заключительный концерты ассамблей – в материале «БелПрессы».

Большое торжество маленькой мессы

Во второй фестивальный день, 22 октября, белгородской публике представили «Маленькую торжественную мессу», монументальное произведение Джоакино Россини, в исполнении хора Государственной академической симфонической капеллы России и симфонического оркестра филармонии под управлением народного артиста РФ Валерия Полянского. Вокальные партии – солистка Большого театра России Елена Евсеева (сопрано), заслуженная артистка России Людмила Кузнецова (меццо-сопрано), Максим Сажин (тенор), Руслан Розыев (бас). Партию органа исполнил солист белгородской филармонии Тимур Халиуллин.

Оригинальную версию «Маленькой торжественной мессы», основанную на традиционном тексте мессы католической, Россини писал для камерного состава. Число исполнителей, например, — восемь хористов и четыре вокалиста – равнялось 12, по числу херувимов.

«Бог простит мне следующее сравнение. Апостолов тоже было 12 на той знаменитой трапезе, которую Леонардо изобразил на фреске, называющейся «Тайная вечеря», – написал на полях партитуры Россини.

«У меня всё время перед глазами, когда работаешь над этой музыкой, «Пьета»  Микеланджело. Закрываешь глаза – и она перед тобой сразу, — скажет на это после выступления художественный руководитель и дирижёр ГАСК России Валерий Полянский. И продолжит – уже о прозвучавшей музыке: – Она настолько гениальна, настолько красива, что самая большая опасность в этой музыке – как бы не уйти в банальность. Соблюсти вот эту строгость необходимо».

Впоследствии сам композитор оркестровал мессу. Как и в каноническую мессу, в неё вошло 14 частей. Это хоровые фуги и гимны, соло органа или фортепиано Preludio Religioso («Религиозная прелюдия»), ария тенора, дуэт сопрано и контаральто (в белгородской филармонии прозвучало меццо-сопрано Людмилы Кузнецовой), ария баса...

Партию баса в «Маленькой торжественной мессе» исполнил наш земляк – Руслан Розыев, выпускник фортепианного отделения Белгородского музыкального училища им. С. А. Дегтярёва, обучавшийся затем оперному пению у Галины Вишневской. С Государственной академической симфонической капеллой и Валерием Полянским Розыев работает уже около пяти лет.

«Безумно волнительно выступать в родном городе, каждый это понимает. Всегда сложно петь среди своих знакомых, друзей, коллег, – поделился Руслан. – Произведение безумно сложное. Этот жанр находится в отдельной стороне, к нему другой подход. Месса должна быть чуткой во всех смыслах, из-за этого она и сложна в исполнении. Кажется, можно работать над её исполнением всю жизнь и совершенствовать его».

Концерт третий, завершающий

Завершился фестиваль концертом «Шедевры оперной классики. XIX век». Под занавес ассамблей на большой сцене филармонии выступила солистка Новосибирского театра оперы и балета, приглашённая солистка Большого и Мариинского театров Вероника Джиоева в сопровождении бессменного героя всех трёх музыкальных вечеров — симфонического оркестра белгородской филармонии (за дирижёрским пультом  главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин).

Знакомство с оперной классикой начали с отечественных композиторов. В первом отделении концертную программу открыли увертюрой к опере «Пиковая дама» Петра Чайковского, чей юбилей масштабно отмечают в этом году.

Вслед за увертюрой, как принято говорить о ней, «божественное сопрано» Вероника Джиоева исполнила известное ариозо Лизы, начинающееся с хрестоматийного «Уж полночь близится...». Дальше в программе –ария Марфы из оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова, редко исполняемое ариозо Ярославны («Немало времени прошло с тех пор, как Игорь...») из «Князя Игоря» Бородина.

«Иоланта» Чайковского в исполнении симфонического оркестра в филармонии прозвучала не так давно: премьерой закрыли 48-й концертный сезон. В исполнении Джиоевой – ариозо Иоланты. Заметим, партию Иоланты Вероника не единожды исполняла на разных сценах мира, в том числе в мадридском Teatro Real.

Завершили первое отделение фрагментами рахманиновской «Алеко». Увертюра к опере, написанной по пушкинской поэме «Цыгане», прозвучала в исполнении симфонического оркестра. Арию Земфиры блистательно исполнила Вероника Джиоева.

Во втором отделении концерта прозвучала зарубежная оперная классика. Вероника Джиоева очаровала слушателей каватиной Нормы Casta Diva из одноимённой оперы Винченцо Беллини – одной из сложнейших партий сопрано. Затем в её исполнении прозвучало болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня» Джузеппе Верди — номер Вероники в телепроекте «Большая опера» – и ария Лауретты из «Джанни Скикки» Джакомо Пуччини. После того как симфонический оркестр отыграл увертюру к опере «Сила судьбы» Верди, «вердиевская певица» («Так мне сказали итальянцы», – отметит Вероника позже), исполнила арию Леоноры.

Настало время музыки прощания. Удачно подобранная для этого момента выходная ария Сильвы из оперетты Имре Кальмана стала ярким завершением концерта. Солистка, оркестр и его главный дирижёр Рашит Нигаматуллин сорвали овации зала.

«Программу выступления готовили небыстро. Обсуждали через организаторов с маэстро, что лучше подобрать. Программа получилась сложная и стилистически, и для голоса, – отметит после концерта Джиоева. И скажет – уже о репертуаре: – Для моего голоса предпочтительнее музыка итальянских композиторов. Мне часто предлагают Пуччини, Верди, а я хочу Моцарта и Беллини, Чайковского, конечно. Мой голос хорош и для французской музыки. После «Дон Карлоса» в Большом театре, «Таис» в Хельсинки я была счастлива». 

На перекрёстке фестивальной жизни

Шереметевские музыкальные ассамблеи, позволившие всем желающим прикоснуться к миру музыки, завершились. И так сложилось, что нынешние его гости не раз и говорили о том, какая важная миссия в его основе — знакомство с искусством. Об этом скажет и приехавшая на закрытие фестиваля главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая:

«Молва о вашей культурной жизни... бежит далеко впереди. Будучи в Москве, я слышала самые тёплые и профессионально высокие отзывы о том, какая жизнь у вас здесь кипит... Это дорогого стоит — ваша возможность увидеть таких именитых музыкантов. Понятие столицы и провинции — это вещь сложная. Это наши внутренние часы, и так, как мы себя ощущаем, мы и живём. Сейчас мы можем жить столичной жизнью, находясь в любой точке России. С этим совершенно замечательным явлением мы встречаемся сегодня у вас».

В контексте фестиваля в Белгороде ещё продолжают работу выставки иллюстраций к произведениям из XIX века Станислава Косенкова и «Иллюстрация как верность стилю», рассказывающая о книжной графике Владимира Милашевского.

Музыкальный фестиваль провели при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда развития классического музыкального искусства Белгородской области.


для комментариев используется HyperComments