• 58,84 ↓
  • 69,30 ↓
  • 2,17 ↓
30 июня 2017 г. 17:35:11

«БелПресса» рассказывает истории авиапроисшествий, случившихся во времена СССР и в постсоветской России на территории Белгородской области

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Воздушные трагедии. Авиакатастрофы в Белгородской области

Данные далеко не обо всех происшествиях, случившихся в воздухе и на земле с воздушными судами, к настоящему времени опубликованы и находятся в открытом доступе. Однако некоторые аварии достаточно подробно описаны и содержат выводы расследования.

Авария Ка-26. 6 апреля 1977 года

В конце 1960-х годов советская авиапромышленность начала серийное производство небольшого вертолёта «Ка-26», ориентированного в основном на использование в сельском хозяйстве. Такие машины, однако, благодаря универсальности использовались и для патрулирования лесов, для перевозки грузов и пассажиров и даже в Госавтоинспекции. Благодаря конструкции вертолёта его можно легко было в течение нескольких часов переоборудовать под разные цели.

 

Ка-26 на службе советской авиации.
Ка-26 на службе советской авиации.
Скан фото с форума aviaforum.ru

Такой новенький Ка-26 (1976 года выпуска) был передан в управление гражданской авиации центральных районов «Аэрофлота» и с января 1977-го успешно выполнял работу грузового вертолёта. Но прожить долгую жизнь ему не удалось: 4 апреля того же года машину перегрузили, из‑за чего она потерпела аварию рядом с Валуйками. Данные о погибших и травмированных неизвестны, как и другие подробности происшествия.

Один из L-410 в Белгороде.
Один из L-410 в Белгороде.
Фото из архива аэропорта

Авиакатастрофа L-410. 18 января 1979 года

С 70-х годов XX века чешский самолёт Let-410 активно покорял Советский Союз и страны соцлагеря. Компактный самолёт для местных авиалиний позволял перевозить по 15–20 пассажиров, а для управления требовалось лишь два человека. Довольно специфически выглядевшую «элку» народ окрестил чебурашкой.

Самолёты активно закупал «Аэрофлот», переправляя их в регионы, где под новый тип воздушного судна переучивали действующих пилотов, в том числе и в Белгороде. По расписанию 1979 года видно, насколько активно эксплуатировали эту модель в Белгородской области, перевозя пассажиров в Старый Оскол, Воронеж, Тамбов, Липецк.

Расписание аэропорта на 1979 год.
Расписание аэропорта на 1979 год.
Фото из газеты «Белгородская правда»

18 января 1979 года экипаж 304-го лётного отряда выполнял тренировочный полёт. Пилота-стажёра как раз переучивали на Л-410. Самолёт взлетел в 10:20 и начал выполнять задание на высоте 1,2 км, выше облаков. В 11:03 пилот сообщил:

«67 210, в районе дальнего привода, 1 200, выполняю виражи». В 11:25 экипаж «элки» на сообщения диспетчеров уже не отвечал.

Разрушенный от удара о землю самолёт нашёл экипаж Ан-2. Находившиеся в Let-410 три человека погибли. Самолёт упал во время отрабатывания виражей с одним работающим двигателем. Это входило в программу переобучения.

Расследование происшествие не смогло точно установить истинную причину катастрофы. Самописцев (чёрных ящиков) на этом самолёте не было предусмотрено.

Самой реалистичной причиной трагедии стали ошибки при пилотировании стажёром – он мог резко перекладывать рулевое управление в виражах, из‑за чего самолёт с сильным креном по крутой нисходящей спирали начал падать. Войдя в облака при снижении, экипаж потерял пространственную ориентацию. Авиагоризонты на высоких углах тангажа и кренов начали выдавать ложную информацию. Это не дало лётчикам выйти из роковой спирали.

Крушение Ка-26 в Белгороде. 21 апреля 1986 года

Ещё одна авиакатастрофа с вертолётом Ка-26 случилась во время перегоночного полёта во время дождя и при низкой облачности. С бортом пропала связь – его нашли полностью разрушенным в 29 км от белгородского аэропорта. Падая, воздушное судно столкнулось с деревьями. Погибли два члена экипажа и один пассажир.

На вертолётах этого класса также не было бортовых самописцев, что не позволило узнать причину катастрофы. Предположительно экипаж потерял ориентацию в пространстве после попадания в облачность.

Падение Ан-2. 9 июля 1988 года

В конце 1940-х в СССР запустили серийное производство легендарного лёгкого самолёта Ан-2, в народе прозванного кукурузником. Модель оказалась удачной и использовалась по всему Союзу для перевозки пассажиров, грузов, при сельскохозяйственных работах, тушении пожаров. Было и несколько модификаций кукурузника как полноценного боевого самолёта. Машина попала в Книгу рекордов Гиннесса за самый долгий срок производства – уже в десятые годы XXI века модернизированную версию Ан-2 по лицензии начали делать в Китае.

На Аннушках (другое прозвище самолёта) возили пассажиров и выполняли самые разнообразные задачи народного хозяйства в пределах Белгородской области.

Заправка Ан-2 для авиахимработ в Белгороде.
Заправка Ан-2 для авиахимработ в Белгороде.
Фото из архива белгородского аэропорта

Всего с этим типом самолёта в регионе произошло три авиакатастрофы. Впрочем, нельзя сказать, что количество аварий связано с техническими проблемами Ан-2: просто этого типа судов было значительно больше в составе воздушного транспорта и в СССР, и в России.

9 июля 1988 года обычный рейс по обработке сельскохозяйственных полей неподалёку от деревни Берёзовка закончился падением из‑за нелепости. Командир экипажа рассказывал второму пилоту о порядке обработки полей. Карта этих полей находилась на центральном пульте, как раз между пилотами. Из‑за сильных вибраций она упала в проход. Командир потянулся за картой, случайно отклонив штурвал. С креном самолёт начал снижаться. Высота была малой, и лётчики просто не успели избежать столкновения с землёй. Они оба выжили, а вот самолёт пришлось списать.

Катастрофа Ан-2 в Кандабарово. 12 июля 2001 года

В 2000-х в Белгородской области кукурузники эксплуатировала в том числе и авиакомпания ПАНХ (расшифровывается как «применение авиации в народном хозяйстве» – прим. авт.).

12 июля 2001 года Ан-2 этой компании выполнял авиационно-химические работы в Вейделевском районе, взлетев с временного аэродрома в селе Кандабарово. Примечательно, что диспетчеру пилоты доложили: 12 июля работать не будем. Однако в нарушение правил решили лететь без связи с ним.

Ан-2.
Ан-2.
Фото aviaforum.ru

Командир воздушного судна вводился в строй после пятилетнего перерыва в полётах. Поэтому, помимо второго пилота, в кабине был и пилот-инструктор. Во время стандартного разворота на высоте 130 м экипаж проглядел показатели скорости – она упала до 130 км в час вместо положенных 155–160. На выходе из разворота лётчики увидели прямо по курсу холм как раз на высоте самолёта. Решили набрать высоту, но ещё сильнее просадили скорость.

В последний момент пилоты увеличили режим работы двигателя, но было уже поздно – Аннушка совершила «непреднамеренное приземление». Уже катившись по земле на скорости 50–60 км, самолёт столкнулся с деревьями в лесополосе. Все члены экипажа остались живы. Из‑за того, что эта авиакомпания несколько раз поднимала в воздух свои самолёты без подачи предварительного плана полётов и без радиосвязи с диспетчером, сертификат эксплуатанта у неё через некоторое время отозвали.

Авиакатастрофа Ан-148 в Гарбузово. 5 марта 2011 года

Это самая крупная авиакатастрофа на территории Белгородской области. Произошла она с самолётом совместного производства России и Украины (сейчас в нашей стране Ан-148, который может перевозить 70–90 пассажиров, выпускают на воронежском авиазаводе, однако с начала 2018 года это производство будет бессрочно законсервировано – прим. авт.).

 

Два военно-транспортных Ан-148 заказали военно-воздушные силы Мьянмы. После испытаний самолёта в Воронеже начали готовить лётный состав пилотов из этой страны. 5 марта 2011 года борт выполнял уже 32-й полёт. Экипаж – четверо российских лётчиков и инженеров-испытателей и два иностранных. Самолёт утром должен был выполнить стандартный учебно-тренировочный полёт по Воронежской областью и вернуться в Воронеж.

Как показало расследование, отрабатывая экстренное снижение, экипаж на 110 км/ч превысил максимальную скорость. Это привело к тому, что в 10:40 пилоты потеряли управление и самолёт фактически начал разрушаться в воздухе, о чём свидетельствуют очевидцы. Падение произошло в селе Гарбузово Алексеевского района. Все шесть человек в самолёте погибли.

Ан-148 чудом не задел при падении жилой сектор – основная часть обломков упала рядом с домами, в огородах села. После трагедии Мьянма отказалась от закупки самолётов.

Авиакатастрофа Ан-2. 6 октября 2013 года

В 2000 году белгородец купил себе Ан-2, который простоял у него почти 13 лет. В августе 2013-го он начал ремонтировать самолёт, чтобы затем выполнять на нём сельхозработы. Восстановив кукурузник, лётчик с истекшим в 1996 году свидетельством пилота гражданской авиации РФ 6 октября 2013 года начал испытательный облёт в районе села Севрюково под Белгородом. Двигатель долго простоявшего судна остановился в полёте. Пилот уже в воздухе подобрал площадку для посадки. Однако после приземления самолёт скапотировал (перевернулся через нос), двигатель загорелся. Пилот и пассажир успели покинуть горящий самолёт. Как потом выяснила комиссия, номер на фюзеляже борта был нанесён от руки самостоятельно.

Тот самый Ан-2 под Белгородом.
Тот самый Ан-2 под Белгородом.
Фото МЧС России.

для комментариев используется HyperComments