• 66,42 ↓
  • 75,22 ↓
  • 2,39 ↓
1 октября 2018 г. 17:44:09

О своей вокально-инструментальной юности вспоминает завкафедрой немецкого и французского языков Аркадий Седых

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
«Весёлое время было!» Где играл на танцах будущий профессор БелГУ
Музыканты на халтуре. Фото из личного архива Аркадия Седых

Доктор филологических наук Аркадий Седых на гитаре выучился играть сам. На первую халтуру отправился ещё школьником. А в 1970-х попал на камеру московских телевизионщиков. Кстати, вместе с нынешним ректором института культуры Сергеем Курганским.

Струны в кастрюле

«В школьный ВИА – дело было в 32-й школе Белгорода – меня позвал мой друг Саша Трохачевский. К тому времени я умел играть на гитаре: выучился сам на ленинградской шестиструнке. Мы и вправду называли её дровами, но другого инструмента было не достать. Это я уж позже, году в 1976–77-м, на музыкальной «скулёжке» (то есть тусовке) в Москве купил чехословацкую электрогитару Star V, за 150 рублей – большие по тем временам деньги. И то, оказалось, подставили меня тогда: все контакты в гитаре напрямую были подсоединены.

Дед одноклассника был плотником, имел соответствующий инструмент. А так как финансовое положение было далеко не блестящим, то мы с ребятами решили сами гитары делать. Начали работы втроём, а в итоге сделали только одну бас-гитару, которая действительно функционировала.

Ещё научились варить струны: чтобы почистить их, бросали в кастрюлю с кипящей водой. Звенели они после этого как новенькие!»

Английская народная

«Играли мы тогда всё – от советской эстрады до фирмы́. Пластинки с фирмо́й знакомые ребята привозили из Харькова, стоили они дорого: альбом Deep Purple под названием Machine Head до сотни рублей доходил – это был месячный заработок в то время. На гибких пластинках журнала «Кругозор», хоть и редко, но можно было услышать популярную зарубежную музыку. Помню, битловскую композицию Let it Be в «Кругозоре» назвали народной английской песней. Да и у Сани Трохачевского бабушка жила в Америке, поэтому была возможность заполучить и инструмент, и пластинки, и фирменные джинсы…

Сейчас смешно вспоминать, но по центральному телевидению на Пасху, с 23 часов, показывали передачу «Звёзды зарубежной эстрады» – чтобы люди в храм не ходили.

У нас, к слову, и в классе был свой ансамбль, с громким названием Black Stones, то есть «Чёрные камни».

 

ВИА «Чёрные камни», начало 1970-х.
ВИА «Чёрные камни», начало 1970-х.
Фото из личного архива Аркадия Седых

Свадьба – дело нелёгкое

«Первую халтуру – на свадьбе – мы сыграли ещё в старших классах. Заработали 80 рублей на четверых: вместе со мной играли Сашка ХудуконЖенька и Сашка Бурьяновы. О выпивке тогда речи не было – нам ведь играть надо! Вообще, отыграть свадьбу – дело нелёгкое: репертуар должен быть приличный, от народных песен до фирмы́. Кто‑то на нас настучал, и наутро в школьном коридоре нас встретила классный руководитель и буквально пригвоздила нас к стене позора: «Посмотрите на них, они захотели лёгких денег! Они вчера играли на свадьбе!»

А летом мы наш Black Stones играл танцы в пионерлагере «Салют». Денег нам не платили, зато кормили. Там мы, что называется, «точились», то есть совершенствовали своё музыкальное мастерство».

Время «Орбиты»

«На берегу Нежеголи, в районе Безлюдовки, по выходным собиралась молодёжь – что‑то вроде неформальной тусовки. Там можно было по сарафанному радио халтуру найти. Это была время ВИА «Пилигрим», в который входили музыканты: Володя Благодаренко (вокал), Юра Макаренко (барабаны), Володя Карпов (гитарист), Саня Вялых (басист). Играли в летнем кинотеатре на вокзале. Закончив работу, грузились в дизельный поезд и – на Безлюдовку.

В центральном парке выступал ансамбль «Спектр» – мы с ребятами иногда приходили просто посмотреть на музыкантов: как Володя Мандрыгин струны на гитаре перебирает, было в этом что‑то магическое. Он и в энергомашевской «Орбите» играл, и вообще музыканты часто переходили из одного коллектива в другой. А потом меня пригласили в ВИА «Орбита» как раз на место Володи Мандрыгина. Руководил основным составом «Орбиты» Стас Фёдоров, а молодёжным – Евгений Чутко, который нас с ребятами и прибрал к рукам».

 

ВИА «Орбита», начало 1980-х.
ВИА «Орбита», начало 1980-х.
Фото из личного архива Аркадия Седых

Гибсон и Трэй

«Я многих музыкантов в ту пору, с кем приходилось играть, по фамилиям не знал – почти у всех были прозвища. Меня ребята звали Седым, прозвище Саши Трохачевского – Трэй, иногда давали прозвища по инструменту – Гибсон, есть такая американская фирменная гитара.

В дальнейшем и самого пригласили играть на танцах в центральном парке Ленина в ВИА «Спектр», руководил которым Вячеслав Литвинов. В состав входили барабанщик Серёга Телитченко (Теля), супертромбонист и блестящий аранжировщик Александр Маслов, вокалист Гена Овчаров.

В конце 1970-х, в расцвет «Орбиты», приезжали телевизионщики из Москвы, делали о нас сюжет для передачи «Мой адрес – Советский Союз». Начертили для каждого на полу круг – чтобы не бегали, пока выступаем… Стас Фёдоров сделал джаз-роковую обработку песни «Не расстанусь с комсомолом», но нам это зарубили, и в итоге московские редакторы приказали играть в официальной аранжировке. А пел её, между прочим, Сергей Курганский.

Вообще о той поре можно книгу написать. Как‑то всё это было вместе – музыка, от Led Zeppelin до Антонова, халтура, учёба в институте, работа… В 1980-х «Орбита» распалась, началась ресторанная эпоха: «Звёздный», «Белый лебедь», «Ополе», «Лабиринт» «Тайм-аут», «Агат», «Дантист»… Весёлое время было!»


для комментариев используется HyperComments