Единственная в России частная железнодорожная компания «Межрегиональная пассажирская компания» заявила о желании реализовать в регионе пилотный проект по организации пригородных ж/д перевозок. Гендиректор МРПК Сергей Смолянский заявил о возможности создания структуры на основе государственно-частного партнёрства с полностью прозрачными финансовыми схемами. При этом у правительства области, по его словам, будут все рычаги воздействия на данную компанию.
Суть проекта заключается в ежегодной закупке в течение пяти лет (с 2014 по 2019 год) в лизинг по два состава так называемых рельсовых автобусов. Это мини дизель-поезда, способные передвигаться как по электрифицированной железной дороге, так и там, где электричества нет. Расход топлива такого поезда, по заверению Смолянского, равен стандартной фуре.
Для реализации проекта область должна будет выделять по 123 млн рублей ежегодно в течение ближайших пяти лет на закупку поездов, которые будут контролироваться местным перевозчиком. Новые десять составов позволят покрыть потребность региона в ж/д перевозках там, где их нельзя заменить автобусами.
Региональные власти продолжают искать пути замены железнодорожных пригородных перевозок. В правительстве не первый раз отмечают, что не считают обоснованными выставляемые железнодорожниками (компанией-перевозчиком ППК «Черноземье») счета за пригородные перевозки. В декабре 2013 года после совещания с муниципалитетами было принято решение максимально заменить перевозки электричками на автобусные, в результате чего заказ области по электричкам сократился с 78 пригородных маршрутов по десяти направлениям до 47 маршрутов по девяти направлениям. Целесообразным в правительстве считают замену на автобусное сообщение по линии Белгород – Волчанск и Старый Оскол – Валуйки.
В то же время полностью заменить пригородные поезда пока невозможно. Начальник департамента строительства, транспорта и ЖКХ Николай Калашников отмечает, что железнодорожное сообщение необходимо оставить по маршрутам Белгород – Наумовка – Казачья Лопань, Белгород – Готня – Хотмыжск, Белгород – Ржава – Старый Оскол, Старый Оскол – Касторная-Новая, Валуйки – Алексеевка – Лиски. В данном случае для замены поездов автобусами нет нужной дорожной сети, а её строительство обошлось бы слишком дорого для региональной казны.
Губернатор Евгений Савченко заметил, что необходимо найти компромисс между идеей полной замены поездов на автобусы и идеей развития собственных ж/д перевозок, выбрав наиболее эффективное решение. В самом правительстве на проект есть разные точки зрения. Так, в департаменте строительства, транспорта и ЖКХ приветствуют приход частного перевозчика. Первый вице-губернатор Валерий Сергачёв замечает, что выгоднее было бы строить автомобильные дороги, т. к. они выполняли бы сразу несколько функций и считались бы трассами не только для перевозки пассажиров.
Евгений Савченко поручил профильным департаментам правительства в течение одного месяца просчитать проект и принять финальное решение.
«Мы не возражаем против реализации этого проекта, но я тогда хочу сделать поручение двум департаментам – создать долгосрочный финансовый профиль проекта. Мы должны его увидеть на десять лет вперёд», – заявил Евгений Савченко, подчеркнув, что область готова «разово вложиться», увидев, каким образом инвестированные деньги впоследствии удастся компенсировать.