04.12.2016, Воскресенье 03:01
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
5 февраля 2015 г. 16:56:36

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
В Белгородскую область могут вернуть некоторые электрички

Владимир Путин потребовал немедленно восстановить движение пригородных поездов в регионах. Ни железнодорожники, ни представители регионов не знают, какой будет схема финансирования работы новых поездов. В то же время в обслуживающей Белгородскую область ППК «Черноземье» говорят, что передали регионам на согласование ряд поездов для восстановления движения.

На совещании с членами кабинета министров 4 февраля президент раскритиковал работу правительства в связи с кризисом пригородных железнодорожных перевозок в России и приказал немедленно восстановить работу электричек в регионах. В некоторых из них пригородные поезда отменили полностью.

«Что, у нас министерства транспорта не существует, что ли? По-моему, Вы курируете эту отрасль. Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьёзно. Это же не один автобусный маршрут отменили. Перестали ходить электрички в регионах. Вы что, с ума сошли, что ли?» – обратился Путин к вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Президент потребовал восстановить железнодорожное сообщение немедленно и с «соответствующими гарантиями ОАО «РЖД» регионам по решению проблемы». Дворкович в ответ пообещал в течение суток предложить финансовое решение, которое позволит оперативно восстановить движение пригородных поездов.

РИА «Новости» сегодня со ссылкой на РЖД сообщило, что 40 электричек уже восстановлены, а всего ведомство планирует возобновить работу 300 пригородных поездов.

Официальных решений по Белгородской области на момент написания заметки не было. В то же время источник «БелПрессы» в ППК «Черноземье» сообщил, что ряд поездов решили восстановить. Письма с предлагаемыми маршрутами компания переслала региональным правительствам, которые должны включить электрички в заказ и подкрепить финансовыми обязательствами.

«Самостоятельно ставить поезда на маршруты мы не вправе», – отметили в компании.

Президентское требование о возврате электричек, судя по всему, в ближайшее время будет выполнено. Как будут разрешаться финансовые разногласия между регионами и пригородными пассажирскими компаниями, из-за которых и возник кризис, пока не ясно.

«Этого пока не знаем ни мы, ни регионы», – отметил сотрудник ППК «Черноземье». Все ждут схему, которую должен предложить Аркадий Дворкович.

Собеседник «БелПрессы» также отметил, что сама реформа перевозок оставила ещё много вопросов. Например, кондукторы в электричках не имеют полномочий штрафовать безбилетников, а поставить к каждому из них полицейского невозможно.

Структуру кризиса в пригородных железнодорожных перевозках накануне вскрыла и Счётная палата РФ. Она исследовала, сколько денег ОАО «РЖД» потеряло, сдавая железнодорожную инфраструктуру в аренду пассажирским компаниям. В последние годы вместо ППК потери РЖД компенсировались субсидиями правительства. Аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов заметил, что реформа по созданию пригородных пассажирских компаний была частично завершена лишь в 2012 году с отклонением от намеченного срока на 7 лет. Однако, по его словам, госкомпания совместно с региональными властями так и не разработала эффективные меры, чтобы сократить убыточность пассажирских перевозок в пригородном сообщении.

Богомолов также указал, что ОАО «РЖД» не передало на баланс пассажирских компаний подвижные составы и моторвагонные депо. При этом 80 % расходов ППК приходится именно на оплату за пользование подвижным составом, его техническое обслуживание и ремонт, оплату услуг по управлению и эксплуатации, сублизинговые платежи по договорам с РЖД.

Фактически в заявлении Счётной палаты говорится о том, что ППК должны были обзавестись имуществом, за аренду которого сейчас они платят львиную долю своих расходов в РЖД. К слову, все ППК являются дочерними структурами РЖД, хотя в их уставном капитале участвуют и обслуживаемые регионы.

Сам же конфликт заключается в том, что власти многих регионов не готовы оплачивать те убытки, которые показывают ППК, так как им не понятно, на что именно уходят деньги. Начальник департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Владимир Боровик ещё в мае 2014 года рассказывал «Белгородским известиям», что для правительства региона прозрачными являлись только 20 % расходов ППК, остальные – сумма аренды объектов, обслуживаемых РЖД. В регионе отмечали, что готовы платить за пригородные поезда, если тарифы станут понятными.

В 2013 году, по данным Счётной палаты, 19 из 25 пригородных пассажирских компаний были убыточными (общий убыток – 6,5 млрд рублей), а наиболее сложная ситуация сложилась в ППК «Черноземье» (1,3 млрд убытка), обслуживающей Белгородскую область, а также в «Северной ППК» с аналогичным убытком.

После публикации заявлений Счётной палаты РЖД вчера же опубликовала ответ, в котором госкомпания винит регионы в сложившейся ситуации. Монополист заявляет, что давно предлагал наделить ППК своим подвижным составом и депо, но для этого в каждой из пригородных компаний нужно увеличить уставный капитал на паритетной основе. Так как в каждой из компаний есть доли регионов, то субъекты за такую операцию должны внести деньги, но вот нужные суммы, говорят в РЖД, регионы отдать не готовы.

В заявлении РЖД также содержится любопытный абзац, в котором госкомпания говорит, что передавать имущество в ППК рискованно, потому что регионы могут его распродать:

«Кроме того, в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, отсутствия долгосрочных механизмов государственной поддержки наделение перевозчиков имуществом влечёт за собой существенные риски. При ограничении размеров движения регионы будут вынуждены принимать необратимые решения о ликвидации у ППК подвижного состава (реализация, списание с последующей продажей на металлолом и т. д.)».

Сергей Шевченко


для комментариев используется HyperComments