Нестеренко называют одним из главных представителей русской реалистической школы сегодня. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, он один из тех авторов, кто в 1990-х восстанавливал художественное убранство Храма Христа Спасителя. И вы увидите проект воссоздания центральной части росписи его северо-западного пилона – картину «Воскресение Христово». Её евангелический сюжет украшает афишу выставки, и именно он её открывает, сразу определяя характер тех работ, что здесь собрали.
Главные темы столичного мастера – русская история, русское православие, красота природных ликов нашей земли. Идея – победы русских порождает их святая вера. Вы найдёте масштабные живописные полотна в жанрах сюжетно-тематической картины («Молитва Сусанина», «Клятва князя Пожарского»). Портреты святых и священнослужителей («Образ Спасителя в терновом венце», «Афонский старец», «Портрет Нила Столобенского»). Многофигурные композиции («Рождество», «Масленица», «Пасха»). А за стеклом экспозиционных витрин – акварельные и карандашные эскизы. Скажем, «Плащаница» – подготовительный рисунок для иконы Храма Христа Спасителя – или «Чудесный улов». Картина, основой которой он послужил, размещена в патриаршей трапезной главного собора Москвы.
И пейзажи – визуальный лейтмотив выставки, связующий все её образы. Особенные среди них – цикл «Времена года» (1994–96): «Зима в Троице-Сергиевой Лавре», «Весна на Афоне», «Лето в Гефсиманском саду», «Осень в Печорах». Неявно возникают ассоциативные параллели, сопоставления России с Иерусалимом, Древней Грецией, художник будто обнаруживает глубинное духовное родство между нашей землёй и землями, знавшими Христа и Богородицу.
Постепенное погружение в содержание экспозиции позволяет осознать, что светское искусство Нестеренко есть искусство света, обретшее категорию святости. И, кажется, это подтверждают слова митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, произнесённые им на вернисаже:
«Свет, который излучают эти произведения, согреют тысячи белгородцев. В них – глубокое проникновение в тайны духовной жизни, автор делится опытом богообщения. Нестеренко использует приёмы иконографии. И благодаря им достигает особого света. Речь не об искусстве светотени, а о том свете, который картина, подобно иконе, излучает как бы изнутри себя».
Катерина Шаронова