Цианотипия, изобретённая в середине XIX века английским физиком Джоном Гершелем, сегодня является редким способом ручной фотопечати. Она позволяет получить необычные, почти живописные снимки.
«Первый раз я попробовал эту технику лет семь назад. Отдельные фото печатал и раньше, но никогда в таком большом объёме», – признался Павел.
Сама техника цианотипии является довольно простой. На бумагу с помощью кисточки наносится специальный химический раствор. После высыхания он становится чувствительным к ультрафиолету. Сверху на лист, покрытый реактивом, накладываются распечатанный на струйном принтере или полученный любым другим способом большой негатив и кусок стекла. А дальше работают солнечные лучи или ультрафиолетовая лампа: разница между ними, по словам Павла, есть, но она чисто технического свойства. Более существенное значение имеет время засветки.
Цвет изображения в зависимости от концентрации химических веществ получается от светло-голубого до фиолетового. Бумагу промывают в воде, а затем снимок тонируют чаем.
«Я купил для этого пачку самого дешёвого зелёного крупнолистового», – посмеялся Титович.
Чай помогает изображению набрать конечный цвет – максимально до тёмно-коричневого.
Бумага для печати подходит самая обычная, только плотная, типа ватмана. Пробовал фотохудожник и дорогую бумагу для акварели, но в деле она показала себя хуже бюджетной.
«Акварельная бумага с плотным зерном и тонируется интересно – такими местами, пятнами, и фактура у неё подходящая. Она хорошо впитывает, плюс не раскисает в воде при промывке», – отметил Титович.
На открытие выставки пришло много друзей и коллег фотохудожника.
«Прельщает то, что старые технологии ещё живы. Паша умеет и по‑другому, но то, что он придерживается старых технологий, – это замечательно. То есть они не умирают, потому что есть энтузиасты, которые ими занимаются», – отметил фотограф Владимир Щекалов.
Для фотохудожника это пятая фотовыставка в нашем городе. На этот раз никакой общей сюжетной линии, связывающей снимки друг с другом, нет. Фото, сделанные в разные годы, объединяет лишь техника и общий портретный жанр.
В центре внимания, как обычно, человек как он есть – вне времени, но в особом, продуманном до мелочей пространстве. На первом плане – поза, жест, деталь, но не лицо. Модели часто повёрнуты боком или спиной, а если и смотрят в объектив, то искоса или сверху вниз. Зато окружающий их антураж несёт на себе основную смысловую нагрузку. Это и моток толстого каната, за которым не видно головы модели, и плиссированный испанский воротник, и старые ножницы, и полураскрытая книга и даже огромная полукруглая пила на верёвках. Предметы доминируют, но не выпячиваются, не заслоняют позирующего человека, а дополняют его образ, придают ему безоговорочную завершённость.
Выставка в зале «Родина» продлится до 25 сентября.
Тамара Акиньшина