Мастера гончарного ремесла из поколения в поколение передавали свои технологические традиции. Пока мужчины изготавливали посуду и другой глиняный скарб, их жёны в свободное от домашнего хозяйства время лепили игрушки.
Слобода свистюлишников
Игрушечников в Старом Осколе никогда не считали полноценными гончарами, пишет исследователь народного промысла глиняной игрушки Борис Шевченко. Горшечники их называли «свистюлишниками». Коренные жители Казацкой слободы вспоминали, как в начале ХХ века мастера выносили на улицу игрушки корзинами, а старьёвщики «не глядя» ссыпали их в большие бочки, установленные на подводе.
В середине ХIХ века в городе появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей и «этим жили». Как правило, это были женщины из гончарных семей.
Самым известным игрушечником этого времени была Татьяна Лисицына, к которой обращались за помощью многие другие мастера. Среди них была и Анастасия Павловна – мать сестёр Гончаровых. Ольга Михайловна вспоминала: «В детстве ходила мама к разным мастерам за экземплярами игрушек и наиболее понравившиеся детали из них внедрила в свою игрушку».
Муж Анастасии Павловны, Михаил Кузьмич, имел свою мастерскую и лепил разнообразную посуду: кувшины, корчажки, формы для выпечки куличей, банки для цветов и другие изделия.
Птичка за копейку
В семье Гончаровых было четверо детей: сын Юрий (погиб на фронте во время Великой Отечественной войны) и дочери Евдокия, Ольга и Наталья. Девочки лепили свистульки вместе с матерью. Правда, заработать на этом было проблематично – птичка стоила 1 копейку, барыня или всадник – 5–10 копеек.
После смерти родителей в 1930-х годах сёстры продолжили лепить и продавать игрушки. Евдокия рассказывала: «Летом ещё можно было наняться на полевые работы, осенью били кизяки из навоза». Зимой оставалось только делать свистульки, однако продлилось это недолго. Из‑за запретов, налогов и появления фабричных игрушек промысел сошёл на нет.
Забытый промысел
Разные жизненные пути увели сестёр Гончаровых далеко от их художественного призвания. Евдокия Михайловна перед войной вышла замуж и стала жить отдельно от сестёр, в Губкине. Ольга Михайловна на Донбассе работала в школе библиотекарем. Во время войны вернулась в Старый Оскол и поступила на силикатный завод, а потом работала в райпотребсоюзе мастером по производству безалкогольных напитков. Замуж она так и не вышла, детей не завела.
Наталья в 16 лет устроилась грузчиком на кондитерскую фабрику. Сначала девушка работала в упаковочном цехе, потом – заведующей кадрами. В 1940 году вышла замуж, а в 1941 м родила сына. В самом начале войны муж Натальи погиб во время бомбёжки. После этого Наталья Михайловна трудилась в детском саду, затем до пенсии – проводником пассажирских вагонов.
На пенсии Ольга и Наталья стали жить вместе, но о глине и не вспоминали. Практически забыли о старооскольской игрушке и остальные. На рынке и в магазинах глиняные фигурки ручной работы давно не продавались. Ещё в конце 1940-х годов их вытеснили красивые и недорогие фабричные игрушки из целлулоида, дерева, жести и резины.
Прославились на всю страну
Всё изменилось, когда Гончаровых разыскал знаток народной игрушки Михаил Никитин. Исследователь Шевченко пишет, что тот подробно расспросил сестёр о глиняной игрушке, о том, где добывали глину, кто лепил, как обжигали. В районе старого автовокзала Никитин нашёл выходы глины, подготовил её к работе, принёс сёстрам и с большим трудом уговорил их вспомнить старые навыки. Затем с подсохшими и ещё чёрными слепленными игрушками Михаил Никитин уехал в деревню к приятелю. Там из старого ведра он соорудил подобие горна и всю ночь просидел возле костра, обжигая в этом горне фигурки. На следующий день с белоснежными игрушками он опять появился у Гончаровых, и сёстры с удовольствием их расписали.
Искусствовед увёз изделия мастериц в Москву, и в 1987 году они появились на всероссийской выставке «Народное гончарство России». После этого старооскольские свистульки попали в разные каталоги как образцы одного из двадцати сохранившихся российских промыслов глиняной игрушки.
Так о забытом промысле узнала вся страна. У сестёр появились заказы от различных музеев, искусствоведов и коллекционеров из Москвы, Тулы и других городов, а также ученики.
Уточки и петушки
Сёстры Гончаровы лепили игрушки с большой любовью. Глиняных барышень наряжали не в передники, а в яркие платья и высокие головные уборы, напоминающие шляпы-чепчики. Игрушечные мужчины красовались в высоких шляпах и нарядных цветных рубахах-косоворотках, с гармошкой в руках. Много было расписанных узорами петушков и уточек, а также других животных: коней, коров, оленей, медведей, свиней, баранов и прочих. За вечер Гончаровы могли слепить более 50 разных игрушек.
Мастерицы вкладывали в фигурки всю душу. Может быть, поэтому старооскольская глиняная игрушка, в которой отразились века, по‑прежнему вызывает особый интерес. Теперь изделия сестёр Гончаровых можно найти в музеях Белгородской области, а также в фондах Художественно-педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.