• 57,27 ↓
  • 67,36 ↓
  • 2,17 ↑
20 мая 2017 г. 12:43:12

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Ухожу после девятого. Как помочь выпускнику-девятикласснику с выбором профессии
Фото Владимира Юрченко

Совсем скоро прозвенит последний звонок, и у выпускников школ – одиннадцатиклассников и девятиклассников – наступит горячая пора. И если первые, отправляясь в большую жизнь, насовсем покидают школьные стены, то вторые оказываются на перепутье: попрощаться со школой, имея на руках аттестат об основном общем образовании, или же пойти в десятый класс.

Завтрашнему выпускнику не обойтись без напутствия мамы и папы. Как быть, когда уже не совсем крошка-сын или лапочка-дочка просят помочь с нелёгким для них выбором: уйти или остаться в школе? Советы родителям девятиклассников даёт психолог молодёжного консультационного центра областного ЦМИ Татьяна Иванова.

Помогите советом

«В первую очередь помогите советом, – говорит Татьяна Иванова. – В такой ситуации подросток ждёт от родителей или того, что они поддержат его выбор, или их предложений, вариантов. Важна именно эмоциональная поддержка. Спросите у ребёнка, какие профессии ему нравятся. Чем бы он хотел заниматься? Кто из его родственников, друзей семьи или собственных друзей, на взгляд подростка, занимается любимым делом и счастлив? Хотел бы он сам быть счастлив в своей профессии? Что для школьника важнее: чтобы профессия приносила финансовые достижения или продвижение по карьерной лестнице? Важно ли для него, чтобы эти факторы сочетались?»

Вместе рассуждайте с прицелом на завтрашний день, советует психолог, и рассматривайте предприятия, компании и организации для будущего трудоустройства. Если есть возможность, побывайте на таких предприятиях с экскурсией.

От теории перейдите к практике: соберите всю доступную информацию о ссузах Белгородской области – техникумах и колледжах, профессиях, которые там можно получить, условиях и сроках обучения.

Чтобы понять склонности ребёнка, предложите ему пройти тесты на профориентацию. Вариант первый и малоэффективный – в Интернете. Второй и продуктивный – обратившись за помощью в молодёжные консультационные центры (в Белгороде и ряде районов области такие работают при центрах молодёжных инициатив) или к школьному психологу. Вам помогут определиться, к какой профессиональной сфере у школьника наибольший интерес и с типом личности, чтобы очертить круг предполагаемых подходящих профессий.

Не давите авторитетом

«Можно сказать: «Я знаю, куда тебе лучше поступить». Но как много за последние годы мы наблюдали примеров, когда выпускникам ссузов и вузов вовсе не пригодилось полученное образование лишь потому, что изначально выбором профессии или специальности озаботились родители, а не они сами, – объясняет Татьяна Иванова. – Важно помнить: когда человеку неинтересна его профессия, он не только не работает на результат, но и не развивается как личность. Получается, что всем плохо: и работодателю, и молодому специалисту, да и его родителям, которые слышат: «Это ты меня отправил туда учиться».

Бывает, ребёнок говорит родителям: «Я не знаю, кем стать, направьте меня». И здесь можно строить планы, учитывая индивидуальные особенности сына или дочери: «Ты знаешь, мы заметили твои способности в … Как ты считаешь, где ты их можешь применить и где хотел бы? Какие предметы нужно для этого подтянуть в школе, пока есть время?» Но не давить! Этим вы снизите уровень доверия к вам.

Фото Владимира Юрченко

Не стремитесь воплотить свои мечты

«Я не стал(а) поваром. Поступи в кулинарный техникум ты!» – такими подспудными соображениями руководствуются многие папы и мамы.

«Нереализованные мечты и планы родителей могут воплотиться в ребёнке, как говорится, из‑под палки. Вот только мама или папа по‑прежнему так и не станут космонавтом или балериной, которыми так мечтали быть. Передача накопленного опыта в профессиональной сфере (когда девятиклассник, поступив, например, в медицинский или педагогический, продолжит династию) хороша, но всё зависит от индивидуальных особенностей будущего специалиста, – отмечает психолог. – Не все рождаются с задатками тех или иных профессий!»

Настраивайте на позитив

А как быть, если средний балл аттестата ниже, чем требуется по конкурсу в учебном заведении, и потенциальный студент уже опустил руки: профессия мечты мечтой так и останется? Главное – мыслить в позитивном ключе, говорит Татьяна Александровна.

«Ещё до сдачи выпускных экзаменов поговорите с ребёнком о его ожиданиях. Экзамен – это всего лишь этап в жизни, не точка отсчёта. «Случается всякое, и поэтому, даже не получив ожидаемых результатов, ты можешь выбрать другое учебное заведение, куда пройдёшь по конкурсу».

Никаких угроз и ультиматумов, только слова поддержки.

Поддержка родителей в таком возрасте для подростка очень важна, – подчёркивает Татьяна Иванова.

Не бойтесь отпускать

Только представьте: 1 сентября наступило, фамилия сына или дочери в списке зачисленных на первый курс, упакованные сумки стоят у порога… Теперь уже студент вылетел из родного гнезда. Казалось бы, всё хорошо. Но как родителям пережить разлуку с ним?

«Современные технологии позволяют общаться хоть ежесекундно. Однако постарайтесь в первую очередь не отвлекать ребёнка от учебного процесса да и самим не дёргаться каждую секунду к телефону. Выберите определённое время для общения. Договоритесь, что каждый день в одно и то же время вы будете связываться с ним и обсуждать, как прошёл день, новости. Чётко оговорённые временные рамки придадут вам уверенности и позволят отлучаться по своим делам, – советует эксперт. – Для ребёнка будет правильно и полезно, если он приучен к самостоятельности. Заранее научите его ухаживать за собой, готовить, общаться с посторонними так, чтобы не входить в конфликтные ситуации и уметь из них правильно выходить. Переживать «Куда же ты, бедненький, уехал?!» совсем неэффективно».


для комментариев используется HyperComments