• 63,87 ↓
  • 68,69 ↑
  • 2,45 ↑
8 мая 2015 г. 15:15:59

К 9 Мая в Белгороде появятся два новых экстерьерных арт-объекта. Уличное искусство города выходит на качественно иной уровень

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Стрит-арт: фреска-гигант и портал времени
Фото Владимира Юрченко

Роспись заводского забора в промзоне Крейды и инсталляция в парке Победы – к 70-летию Великой Победы художник-монументалист Родион Кузнецов заканчивает работу над произведениями уличного искусства. Масштабная фреска завершена два дня назад, а инсталляцию вы сможете увидеть уже завтра, 9 мая.

Легальный и профессиональный

Стрит-арт стал неотъемлемой частью городского ландшафта зарубежных городов. Долгий путь развития этот вид искусства преодолел и во многих российских урбанистических пространствах – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Белгородскому стрит-арту подобный путь ещё предстоит: он только к нам приходит.

Когда-то стрит-арт рождался стихийно и в большинстве случаев нелегально, развивался в андеграунде официального искусства. Сегодня же совершенно естественна ситуация, когда, скажем, власти города или руководители крупных предприятий приглашают профессиональных райтеров оформить стену, при этом практически не ограничивая их творческую свободу. Пример тому – CiteCreation, сообщество опытных художников-монументалистов, по заказу творящих искусство улиц по всему миру.

Пожалуй, первый подобный опыт для Белгорода – союз заказчика, завода «Белшпала», и профессионального художника-монументалиста Родиона Кузнецова, в результате которого когда-то невзрачный промышленный забор (ул. Макаренко, 25) превратился в арт-объект, сообщающий праздничный тёплый эмоциональный импульс тому пространству, где он существует.

Автор проекта Родион Кузнецов.
Автор проекта Родион Кузнецов.
Фото Владимира Юрченко

«Совет директоров нашей управляющей компании – холдинга «Трансюжстрой» – решил оформить забор к 9 Мая, сменив старые рекламные баннеры на художественную роспись. Обратились к Родиону Кузнецову. И сегодня, когда работа завершена, мы только утвердились в правильности этого решения – настолько оригинально и здорово теперь благоустроена наша территория. Пешеходы и некоторые водители начали останавливаться и с интересом рассматривать праздничную роспись и вблизи, и издалека. Кстати, по затратам это вышло ничуть не дороже, чем размещение рекламы», – комментирует инженер-эколог завода «Белшпала» Татьяна Резвых.

– Родион, оставляет ли легализованный стрит-арт свободу для его автора?

Родион Кузнецов: В случае с заводским забором меня не цензурировали. Был короткий разговор: тематически – посвящение 70-летию Великой Победы, сроки вот такие, сжатые – трудитесь. В случае с этим проектом возник даже небольшой люфт для импровизации. А такие сюрпризы приносят удовольствие от работы.

Хроника работ

Начало апреля. Представитель завода заказывает Кузнецову роспись. Художник вынашивает идею её эскиза около трёх недель. Заказчик рассматривает несколько получившихся вариантов и утверждает один из них.

По своей природе произведения стрит-арта просты и доступны для понимания. Автор фрески, хорошо зная эту особенность, а также владея законами создания масштабного экстерьерного изображения, учитывал и особенности среды, в которой ему предстоит жить – городская окраина, промзона, заводы, таможенный терминал между ними, много грузовиков, мало пешеходов... Он понимал, что рисунок должен быть ясным и лаконичным, легко читаемым.

24 апреля, поздний вечер. Кузнецов вместе с супругой Марией, графическим дизайнером, с помощью проектора переводят изображение на стену. К слову, тем самым преодолевают одну из основных сложностей в создании гигантских изображений – адекватное перенесение эскизного рисунка в масштабе на стену.

25 апреля, утро. Помогать им прибывают студенты, в основном первокурсники факультета архитектуры и градостроительства БГТУ имени В. Г. Шухова. Анастасия Ошита и Ирина Шиянова среди них.

 

Студентки БГТУ имени В. Г. Шухова Анастасия Ошита и Ирина Шиянова помогали в росписи забора.
Студентки БГТУ имени В. Г. Шухова Анастасия Ошита и Ирина Шиянова помогали в росписи забора.
Фото Владимира Юрченко

Анастасия Ошита: Хотелось быть сопричастными празднику Великой Победы делом. И когда Родион Анатольевич пришёл к нам и предложил участвовать в росписи забора, тема которой 9 Мая, мы не раздумывая согласились. Кроме того, мне интересен стрит-арт, и вот, наконец, попробовала рисовать его. И теперь, когда я смотрю на законченную роспись, невероятно рада, что имею пусть небольшое, но отношение к её воплощению.

Ирина Шиянова: Нас невероятно впечатлили работы Родиона Анатольевича – и фрагменты его монументальных произведений (росписи, мозаики, витражи…), и стрит-арт-проекты, и живопись. И, разумеется, мы поспешили помочь ему в росписи заводского забора. Что именно мы делали? Наносили краску на закреплённые за каждым из нас участник согласно его решению. Работать было очень интересно и легко. Тот опыт, который мы приобрели, работая под руководством мастера, бесценен.

6 мая. В результате в промзоне Крейды появляется уникальная монументальная фреска (на её создание ушло больше 40 л резиновой фасадной краски). Площадь росписи – около 200 кв. м, длина – 55 м, высота – более 3 м.

Военная панорама: символика образов и цвета

Композиционно роспись составлена из четырёх фрагментов – временных отрезков (годы начертаны плакатным, тяжёлым, советским шрифтом Granit).

Первый: от 22 июня 1941-го. Всё начинается с небесного синего – кусочка неба. Но почти сразу эту безмятежную лазурь сменяет цвет крови и огня.

Р. К.: Понятно, что, когда началась война, мирного неба над головой почти не осталось. Всё заволокло дымом огненных лет. И вот в тревожном свете прожекторов уже возникает силуэт солдата с пистолетом в поднятой вверх руке. Узнаваемый образ, не правда ли? Это комбат – тот самый, что запечатлён на всем известной фотографии Макса Альперта. Дальше обращаюсь к графике, стилю военной картографии и рисую стрелы, обозначающие контрнаступление наших войск на Курской дуге – они перекрывают хаос чёрных враждебных вихрей.

Второй: от июля 1943-го. Сражение под Прохоровкой, освобождение Белгорода и окончание Курской битвы – художник вспоминает особые события белгородской истории. Вспоминает о том, что именно Курская битва и выход советских воинов к Днепру завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной. Третий фрагмент фрески – первый салют.

Р. К.: Яркие солнца салюта возникли вне эскиза. Это такая джазовая импровизация, которая меня держала здесь несколько лишних дней. Я отходил подальше, смотрел на них, подбирал тональность, насыщенность цвета… Кроме того, салют явлен через фигуру круга – символа мягкости, гармонии, совершенства. Он противопоставлен в остальном острой, жёсткой, треугольно-квадратной композиционной геометрии.

Третий: май 1945-го. Победоносный май 45-го в этой композиции символизирует орден Отечественной войны. Как и георгиевская лента, эта награда – официальный символ Белгорода, города воинской славы. Её вручали «проявившим в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащим, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск».

Четвёртый: наше время. Наконец, мир без войны. Чистое голубое небо, взмывают в его высь белые голуби (символ мира), туда же стремятся своими верхушками берёзы (архетипический образ русской культуры). И большими буквами начертано «БЕЛГОРОД», меж них в середине – изображение Звонницы Прохоровского поля.

  • Родион Кузнецов рисует орден Отечественной войны.

Р. К.: Интересна текстура старого бетонного забора – его ячейки-пирамидки задают геометрию, которую можно по-разному использовать: либо разбить на некие сегменты, либо повторить их изгибы, либо оформить как мозаичные вставки… Ещё в памяти возникли гравюры Станислава Косенкова – жёсткая геометрия его оврагов. С этими мыслями я и рисовал.

Всё завершают 70 лет Победы и волна георгиевской ленты. Однако из-за мирных берёз проглядывает красное солнце, сообщая зрителю неясную тревогу, некое напряжение.

Р. К.: Как цветовое пятно, красное солнце уравновешивает колористическое решение композиции. Но это солнце имеет и символический смысл. Совсем рядом с нами разворачиваются военные действия, гибнут люди. События Великой Отечественной – вечное для нас напоминание, как хрупок мир и какую кровавую, страшную цену человек платит за свои гордыню и непомерные амбиции.

 

 

Фото Владимира Юрченко

Портал времени: назад в сороковые

Проект портала, так условно называют инсталляцию, Родион и Мария Кузнецовы разработали по заказу городского управления культуры. Его монтаж завершат уже сегодня, 8 мая. И если в праздничные дни (и только в эти дни) вы окажетесь в парке Победы, то непременно увидите этот арт-объект. В пространстве перед главным парковым фонтаном неподалёку от стелы «Орден Отечественной войны I степени» будет возвышаться деревянная конструкция 5 х 6 м, учитывая выносные консоли.

Эскиз портала времени.
Эскиз портала времени.
Эскиз предоставлен авторами проекта

 

Портал – три п-образные арки, стоящие друг за другом и объединённые между собой. С внешней части к ним прикрепят щиты, тонированные серым – такая патина времени. На них разместят кадры войны – специальную экспозицию Белгородской государственной галереи фотоискусства имени В. А. Собровина. Сверху будут развеваться красно-белые ленты (на них ушло около 70 м ткани), напоминающие те обращённые к небу прожектора, что и на фреске забора. Только здесь они выступают символами побеждающего тьму света и красного Знамени Победы.

Р. К.: Передо мной стояла задача организовать пространство, внутри которого будут экспонировать фотографии и расположат военную технику. Мне хотелось задействовать именно его центр, а не периферию. Возникла мысль о срединной инсталляции. А её образ пришёл через старые фотографии, запечатлевшие торжественно парадное 9 Мая и его салют – особое, даже сакральное для белгородцев явление. В основе идеи портала – принцип, отсылающий к обряду инициации: человек, проходящий через что-то, вследствие чего меняющийся. Портал предполагает, что люди окажутся внутри и пройдут через него, обращаясь мыслями к событиям сороковых, – и в этом движении нечто переживут, небольшой путь породит в них некое ощущение, какое-то подлинное чувство сопричастности празднику Великой Победы. Из просто созерцателей они превратятся в деятельных субъектов. Надеюсь на это.

Так будет выглядеть портал времени в парке Победы.
Так будет выглядеть портал времени в парке Победы.
Эскиз предоставлен авторами проекта

для комментариев используется HyperComments