• 65,81
  • 75,32
  • 2,33
10 апреля 2018 г. 18:13:11

Современную пьесу-притчу по одноимённому рассказу драматурга Людмилы Шевцовой поставил белорусский режиссёр Виктор Климчук

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Смыслы «Грешневой каши». Белгородский театр кукол показал спектакль для взрослых
Фото Владимира Юрченко

По словам автора «Грешневой каши», развёртывающаяся в спектакле история основана на реальных событиях нескольких десятилетий.

«Так и не узнал, зачем жил…»

В позаброшенной деревне Прудки живут, а вернее доживают свой век, ветеран войны Матвей Стрельцов (Борис Егоров) с женой Таисией (Виктория Швецова) и соседками Настей (Полина Житкова), Аксютой (Кристина Маслова) и Надеждой (Елена Власова).

Деревенька давно стала призраком для внешнего мира, как и её жители, а их самих мучают призраки прошлого. Оно до сих пор отзывается болью потерь, несправедливости, неразрешённости. Да подступают всё чаще видения и знаки, символы неосмысленного, туманного будущего: а и есть ли оно, будущее, когда сегодня «доживать надобно»? Пока же память то и дело возвращает Матвея туда, где он как будто бы стоял перед выбором, а на деле – перед его иллюзией.

Шумит-крутится свидетельница времён – мельница. Она видела и помнит, как убили в коллективизацию отца главного героя, как Стрельцов уходил на войну вместе с другом Фёдором и вернулся один, как оправляли Матвей и жена его Таисия подросших сыновей в Афган и как горюют они по ним: Фёдор погиб, а Михаил ни среди мёртвых, ни среди живых не значится.

Знает мельница, какой почти три десятка лет назад холодно-отстранённой и безжалостной была власть в лице партийца (Павел Роднин). Хранит она и тайну молодого Матвея (Максим Гольянов): чистой и искренней любовью его была не та, что стала после женой, а невеста погибшего друга, Настёна.

«Так и не узнал, зачем жил», – размышляет Матвей.

Наступит точка невозврата, и Матвей Стрельцов принесёт свою жертву.

 

«Мы надеемся быть услышанными»

Художник-постановщик спектакля, номинант национальной театральной премии «Золотая маска» Ольга Лупанова (Москва) рассказала, что они решили не передавать быт, а делать эпохальное произведение. Декорации минималистичны и символичны. Куклы главных героев – без нитей. Они практически автономны от актёров, а подчас и вовсе, застывая на сцене, превращаются в зрителей.

«Если после спектакля вы обратитесь к своим бабушкам, дедушкам – позвоните или спросите: «Расскажи, как вы жили», – я буду считать свою миссию выполненной», – призналась зрителям Людмила Шевцова.

— Кому адресуете спектакль? – спросила я перед премьерой художественного руководителя театра кукол, заслуженного работника культуры Республики Саха (Якутия) Наталью Репину.

— Мы хотим обратиться к публике нашим языком и надеемся быть услышанными. Это спектакль для молодёжи в первую очередь. Хочется обратить её внимание на судьбы героев, чтобы она задумались над истинными ценностями.

Работу над спектаклем постановочная группа превратила в эксперимент. Чтобы познакомить зрителей с будущей премьерой, всех желающих пригласили на открытую читку «Грешневой каши», а после – на встречу с Людмилой Шевцовой, Виктором Климчуком и Ольгой Лупановой.

 

  • Матвей (Борис Егоров).

«Всё поменялось, и «Как жить?» стало главным»

Для заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь, художественного руководителя Белорусского театра кукол «Лялька» (Витебск) Виктора Климчука это не первая работа с белгородским театром кукол. В 2015-м Климчук поставил сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», в 2016-м – музыкальный спектакль «Три поросёнка». В сентябре 2017-го театральный сезон открыли премьерой его музыкальной сказки «Теремок».

«Ему подвластны и русская сказка, и мировая драматургия. Прекрасные спектакли идут у него на белорусском языке, – отметила Наталья Репина. – Не каждый режиссёр взялся бы за этот рассказ и переложил на язык кукол. Виктору Игнатьевичу эта тема близка».

По словам Климчука, «Грешневая каша» – это современная притча о том, как и зачем мы живём сегодня, зачем пришли в этот мир, чего хотим от себя и от других:

«Воспитали потребителя и уничтожили творца – и «Как жить?» для человека стало самым главным. Не «Зачем я живу?», а «Как я живу?» – всё поменялось.

На открытую репетицию приходили студенты института искусств и культуры. Мы ждали вопросов, однако лишь минут через пять зрители смогли говорить. Ко мне подошла девушка, будущий режиссёр театрализованных представлений и праздников, если не ошибаюсь, и призналась: во время разговора не смогла произнести ни слова. Теперь подошла сказать спасибо. Молодёжь разная. Одному, может быть, и не нужно этого, другой задумается».


Помощь в постановке спектакля театру оказал Фонд содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества. Следующий показ «Грешневой каши» состоится 28 апреля.


для комментариев используется HyperComments