• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
17 ноября 2016 г. 16:35:43

Как, не тратя денег, увлечь ребёнка весёлыми и полезными играми

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Шишки, жёлуди, каштаны
Фото Юрия Коренько

Мне надолго запомнился день рождения маленького сына, когда из сверкающего разнообразия подарков – конструкторов, машинок с пультами – он выбрал копеечный гелевый шарик и носился с ним два дня, пока товарищ по играм – кот – острым коготком не разрушил идиллию.

Это было для меня уроком того, что для детей в определённом возрасте цена не имеет значения и запуск с друзьями с балкона мыльных пузырей на головы прохожих бывает намного интереснее натужного ве­селья дорогостоящих аниматоров.

Программа Сокоревой

«Голь на выдумки хитра, – улыбается инструктор по физической культуре Белгородского детского сада № 79 Елена Сокорева, рассказывая про придуманную и адаптированную в детском саду программу физического развития «Шишки, жёлуди, каштаны».

Материал для её реализации буквально валяется под ногами, а описание игр, от которых дети просто в восторге, занимает многостраничный конспект. Некоторые её задумки, как, например, тренажёр для развития мелкой моторики, хочется сделать прямо сегодня, ведь проблемы с координацией присущи всем возрастам, и особенно пожилым людям. Так что в сторону дорогие магазинные тренажёры, на которые так удобно складывать домашнюю одежду. Мы расскажем, как, не тратя денег, увлечь ребёнка веселыми и полезными играми.

Выходи играть

Собирать шишки да каштаны для занятий в детском садике № 79 стали не из‑за финансовых проблем. Здесь отличный спортивный зал со всем необходимым оборудованием. Просто Елена Сокорева участвовала в разработке программы «Выходи играть во двор» совместно с доктором наук профессором кафедры дошкольного образования НИУ «БелГУ» Людмилой Волошиной.

Людмила Николаевна объединила вокруг себя инициативных и творчес­ких работников детских садов, у многих из которых она в своё время была преподавателем. Вместе они разрабатывали программу «Играйте на здоровье», которая недавно отметила своё пятнадцатилетие, по‑прежнему оставаясь востребованной. Сейчас Людмила Волошина вместе со своими единомышленниками работает над программой «Выходи играть во двор». Она, в отличие от предыдущей программы, доступна детям с любым уровнем подготовки и не требует больших материальных затрат.

«Благодаря этой программе, – говорит Людмила Волошина, – ребёнок получает такие физкультурные навыки, которые может свободно воспроизвести на прогулке в своём дворе без помощи взрослых».

Ксюша Ходыкина и Ярослав Фатьянов.
Ксюша Ходыкина и Ярослав Фатьянов.
Фото Юрия Коренько

Полезные шишки

«Разработать игры с материалами, которые ребёнок может сам найти и использовать в игре на прогулке, также была задумка Людмилы Николаевны», – вспоминает Елена Сокорева.

Проблем с шишками не было. Их несли родители и сотрудники детсада. Сегодня они лежат в коробках в спортивном зале и в каждой группе. В программу интегрированы все работники детского сада, и пока инструктор по физической культуре раздумывает над заданиями, воспитатели рассказывают детям о хвойных деревьях, о пользе настоев из шишек.

Шишки оказывают лечебное действие на детей с логопедическими проб­лемами, а их в детском саду две группы. Ведь речевой центр в голове связан с нервными окончаниями на руках.

«Сначала дети жаловались, что шишку брать больно, она колется, – говорит Елена Сокорева. – Сейчас жалобы прекратились».

Жалоб нет, потому что день в детском саду начинается с зарядки с шишками. Благодаря им обычные упражнения становятся намного интереснее и полезнее.

Вот, к примеру, в упражнении «Шишка о шишку» ноги на ширине плеч, шишки в обеих руках внизу. Надо поднять шишки через стороны вверх, стукнуть ими, опустить, вернуться в исходное положение.

В упражнении «Положи шишки» ноги врозь, руки с шишками на уровне груди. Присесть, положить шишки на пол, выпрямиться, сказать: «Нет шишек». Затем присесть, взять шишки, вернуться в исходное положение и сказать: «Вот они».

Советует Елена Сокорева: «Возьмите в руки шишки во время выполнения любого упражнения, и стандартная зарядка станет намного интереснее и полезнее».

Тренажёр с шишками.
Тренажёр с шишками.
Фото Юрия Коренько

Стукнем пальцем

«Знаете, как непросто организовать хоровод, – жаловался врач, работающий в детском саду для детей с проблемами зрения. – Нашим детям так трудно соблюдать координацию при перемещении в пространстве».

Про эти проблемы я вспомнила, когда увидела тренажёр для рук, придуманный Еленой Сокоревой: к длинной ленте привязаны цветные ленточки с висящими сосновыми шишками. Болтающуюся шишку надо поймать, сжать и отпустить. Вот такое массажное упражнение на координацию. И следующее упражнение – находка для детей и взрослых. Висящую на ленточке шишку надо прощёлкать по очереди всеми пальцами левой и правой руки. Если вы считаете, что это легко, то значит, вы никогда не делали такое упражнение.

«Это очень непросто и вначале удаётся немногим детям, – говорит Елена Михайловна. – Но проходит время, и видно, как у детей развиваются координационные навыки».

На развитие мелкой моторики нап­равлены и действия с каштанами. Его можно сжимать в ладонях, либо, что намного сложнее, удерживать каштан каждым пальцем правой и левой руки.

Советует Елена Сокорева: «Способность координировать свои движения – показатель здоровья нервной системы и залог долголетия. Наши дети часто прощёлкивают шишку, подвешенную на ленточке, делайте это и вы».

Фото Юрия Коренько

Всё по возрасту

Разрабатывая программу, Елена Сокорева учитывала возрастные возможности малышей в младших группах и умелых подготовишек. Вот вроде бы похожее упражнение: броски шишек на дальность. Но если малыши бросают шишки, стараясь сделать это как можно дальше, то для подготовительной группы это упражнение становится уже игрой, когда две команды выстраи­ваются в две шеренги за линией старта, а на 10 метров от неё устанавливается флажок. Игроки по сигналу стараются перебросить шишки за него. Затем подсчитывают количество участников, перебросивших за флажок, и их шишки передаются другой команде. Конечно же, побеждает та, в которой было больше метких игроков.

В программе «Выходи играть во двор» много простых заданий, выполнение которых может организовать ребёнок со своими сверстниками. Например, на расстоянии 3–5 мет­ров в детское ведёрко или коробку забрасывать каштаны и шишки, проверяя свою меткость. Или на площадке перебрасывать шишки через волейбольную сетку. Выигрывают те, у кого после команды «Стоп» их на площадке окажется меньше. Неизменный восторг у детей вызывает игра «Собиралки-запасалки», в которой побеж­дает тот ребёнок, который соберёт больше шишек и каштанов, разбросанных по площадке.

Меня поразило, сколько, оказывается, фигур можно сделать из шишек и каштанов. Пока я призывала на помощь фантазию, подопечные Елены Сокоревой построили стрелы, звёзды и ракетку.

Работа с шишками – это полноценные занятия, которые Елена Сокорева оформила в конспекты, они вошли в программу, разработанную Людмилой Волошиной «Выходи играть во двор», и рекомендованы для использования в любом дошкольном учреждении области.

Советует Елена Сокорева: «Играя с шишками, учитывайте возраст ребёнка, не давайте одинаковые по сложности задания детям разной возрастной категории».

Фото Юрия Коренько

Игры с шишками

Быстро возьми

На площадке по кругу надо разложить шишки. Дети ходят и бегают вокруг них. По сигналу «Бери!» быстро останавливаются и берут ближайшую шишку (в кругу их на 1–2 меньше, чем детей). Кто останется последним?

Порядок

Дети строятся в две колонны, в руках у каждого шишки. Воспитатель показывает различные движения, предлагает повторить их и запомнить последнее, например: «Шишки в стороны», «Шишки вверх», «Одна шишка вперёд -другая в сторону». Внезапно он говорит: «Беспорядок!» – все должны разбежаться в разные стороны. По сигналу: «Порядок!» – все становятся на свои места и показывают движение, которое было последним.

Белкины забавы

Дети встают в 2–3 колонны и кладут шишки между колен. По сигналу они прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 5–6 метров. Затем берут шишку в руку, обегают флажок, возвращаются к линии старта. Выигрывает та группа, которая быстрее выполнит задание.


для комментариев используется HyperComments