Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 ноября 2015, 13:24
 Тамара Акиньшина 2982

Сахарную свёклу никогда не брошу

Почему ивнянскому фермеру выгодно выращивать сладкую культуру

Сахарную свёклу никогда не брошу Сергей Мазнев. Фото Вадима Заблоцкого
  • Тамара Акиньшина

В хозяйстве ивнянского фермера Сергея Мазнева сахарную свёклу убирают днём и ночью.

Семена подвели

Пригодились мои резиновые сапоги! Ох, пригодились! В поле без них никуда. Так же, как и без внедорожника. Поэтому редакционная машина осталась дышать сельским воздухом на асфальтовом пятачке перед администрацией крестьянско-фермерского хозяйства, а мы на «Ниве» Сергея Мазнева отправились прямиком к свеклоуборочному комбайну.

«Бедственный год по сахарной свёкле. Засуха. Да и с семенами я промахнулся – взял российские, а они немного не догоняют импортные. Те энергичнее. А наша свёкла более влаголюбивая», – без предисловий начинает глава КФХ.

Цифры говорят сами за себя: импортный посадочный материал дал по 530-550 центнеров с гектара, воронежский гибрид – 350-370 центнеров. Если бы в августе-сентябре дожди прошли, наша бы свеколка, по утверждению Мазнева, ничем зарубежной не уступила. Но, увы…

Российскими семенами ивнянский фермер в этом году засадил две трети земли, отведённой в хозяйстве под эту техническую культуру, – 200 гектаров. Рискнул, потому что в прошлом сезоне с них получил хороший урожай.

«Импортная свёкла наполовину на поверхности, а наша вглубь растёт. Поэтому комбайн приходится больше заглублять при уборке», – продолжает свой рассказ Сергей Васильевич.

Незаменимый иностранец

Это дальновидное решение оправдало себя – свеклоуборочный комбайн по полю не идёт, а «плывёт». Мы как раз поравнялись с ним. Солидный агрегат! Многофункциональный, удобный, практичный. Немец есть немец. Новый такой сейчас стоит не один десяток миллионов рублей. Мазневу он в своё время – пять лет назад – конечно, обошёлся дешевле. Но ремонт иностранца всё равно становится в копеечку. Недавно двигатель полетел – за новый пришлось выложить 3,5 миллиона.

«Его нечем заменить. Нет таких российских. Он один выполняет все уборочные операции, плюс имеет бункер на 25 тонн, свёклу из которого может выгружать прямо в машину. За сутки обрабатывает по 40 гектаров поля», – поясняет глава фермерского хозяйства.

«Его в борозду поставишь – сам идёт. Только успевай разворачивать в конце поля. Скорость зависит от состояния почвы. Сейчас вот земля нормальная: пыли нет, грязи тоже. Если почва слишком сухая – выкапывать свёклу труднее, а если сырая – от неё плохо земля отбивается», – растолковывает механизатор Сергей Ефанов.

В хозяйстве у Мазнева он трудится уже восемь лет, а его коллега и напарник Иван Харламов – на пару лет дольше. Техникой довольны, на вопрос о зарплате смеются, мол, коммерческая тайна. Значит, деньгами, скорее всего, не обижены. Третий механизатор – Иван Коптев – работал в ночную смену. Убрал за ночь свёклу с 15 гектаров поля и потому днём отсыпался дома.

Мы отъезжаем, дав дорогу комбайну. Он плавно набирает ход, захватив шесть свекольных рядков. Ботва летит в сторону. Выкопанная свёкла внутри агрегата проходит доочистку и попадает в основной бункер. В конце поля комбайн останавливается и ссыпает сладкие корешки в большую кучу.

«Раньше на таком поле 100 человек бы работали. И много разной техники: специальный трактор, дорезыватель, сам комбайн. Но даже все вместе они не убирали свёклу так чисто, как этот», – подчёркивает Сергей Васильевич.

Помню-помню. Лет 20 назад осенью мне вместе с одноклассниками довелось съездить от школы на свёклу. Её в поле после уборки тогда оставалось видимо-невидимо. Только успевай подбирать с земли и забрасывать в тракторную телегу увесистые свёклины. А за этим современным комбайном и подобрать нечего: специально прошлась и
проверила.

Ноу-хау по-ивнянски

На другом конце поля у огромной кучи выкопанной свёклы туда-сюда снуёт «француз» – погрузчик. Он быстро и аккуратно загружает КамАЗы сладкими корнями.

«Тоже незаменимая машинка. Больше тонны за один раз поднимает. Машину с прицепом грузит за пять-семь минут. В день до тысячи тонн может выгрузить», – рассказывает Мазнев.

Погрузчиком виртуозно управляет водитель Андрей Титов. По нашей просьбе он при помощи ковша «подсадил» редакционного фотографа в кузов КамАЗа. Есть фотокадр с интересного ракурса!

«Мы его немного модифицировали. На ковш приварили стальную пластину, а на неё прикрутили длинные зубцы. Очень удобно стало свёклу загружать – не давит. Соседи-фермеры приезжают посмотреть на наше ноу-хау», – с улыбкой хвалится Сергей Васильевич.

Пока едем обратно к административному зданию КФХ, его глава рассказывает, куда и почём сдаёт сладкие корешки. На ближние заводы – ивнянский и краснояружский – возить невыгодно: за тонну свёклы сахара там дают немного. Поэтому машины фермера едут «за сто вёрст» – в Грайворонский район. Там обмен приемлемый: почти два мешка сахара за тысячу килограммов сырья.

Перевозчики-наёмники с каждой тонны берут 400 рублей. Это очень накладно для ивнянского фермера. Говорит, хорошо бы, чтобы в области проблеме сахарников уделили внимание и построили новый завод поближе. Однако даже с учётом некоторых неудобств отказываться от выращивания сладких корней Мазнев не собирается.

«Сахарную свёклу никогда не брошу. Очень доходная культура, которая к тому же является хорошей предшественницей для других культур. После неё на поле остаётся ботва, служащая отличным удобрением», – подытоживает он наш разговор.

…Пока этот номер газеты готовился к выпуску, на полях ивнянского фермера наверняка уже убрали весь урожай сахарной свёклы. С ливнями осень в последние дни октября – как по заказу – повременила.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×