• 61,66 ↓
  • 75,21 ↓
  • 2,35 ↓
5 марта 2018 г. 11:02:52

Без чего не обходится чаепитие в российской глубинке

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
С пылу с жару. Почему в ракитянском селе открыли музей самовара
Елена Кузина: «Из старинного самовара фабрики Баташёва чай особенно вкусен». Фото Анны Бессоновой

Со своим самоваром не стоит ездить не только в Тулу, но и в Дмитриевку Ракитянского района. С недавних пор «чайная машина» – символ Дмитриевского сельского поселения.

Символ гостеприимства

«И в праздники, и в будни русский человек пил чай, принимал гостей, а во главе стола непременно стоял самовар. Дмитриевский народ радушный и гостеприимный, поэтому нашим брендом выбрали самовар», – рассказывает художественный руководитель Дмитриевского дома культуры Елена Кузина.

История самоварной коллекции началась с масленичной районной выставки, в которой участвовали дмитриевцы. На празднике каждое поселение представляло свои коронные блюда.

«Для антуража мы взяли самовары, у кого они были дома, и показали их в своей палатке-подворье вместе с блинами и прочими угощениями. Людям очень понравилось, – продолжает Елена Ивановна. – После этого глава администрации сельского поселения Ольга Лавриненко предложила создать коллекцию самоваров».

Несколько самоваров выставили в музейной комнате при библиотеке, а когда в Дмитриевке построили культурно-досуговый центр, то музей перебрался туда. Со временем местные жители передали самовары из всех 11 населённых пунктов поселения.

Кстати, предшественниками самовара были сбитенник и самовар-кухня. В сбитеннике готовили сбитень – старинный русский напиток из мёда с пряностями. А самовар-кухня был разделён на три части: в двух варили еду, в третьей кипятили чай.

Сначала самовар называли по‑разному: в Курске это был самокипец, в Ярославле – самогар, в Вятке – самогрей.

Самовары продавали на вес. Можно было выбрать модель эгоист – на один стакан, тет-а-тет – на два. Наиболее крупные самовары использовали в трактирах.

 

  • Экспонаты музея самоваров в селе Дмитриевка.

  • Экспонаты музея самоваров в селе Дмитриевка.

Самоварный король

Самый ценный экспонат музея – старинный дровяной самовар – подарила сотрудница Дмитриевской школы, коренная жительница села Татьяна Волкова. Её металлический толстяк передавался в семье из поколения в поколение с XIX века.

«Ещё мой прадед Марк Подгорный, воевавший в Гражданскую войну, пил из него чай, – говорит Татьяна Ивановна. – Кто в семье пользовался самоваром до этого, я не ведаю, знаю только, что семья у нас была простая, крестьянская. Однако даже в голодные годы после Великой Отечественной войны, когда люди меняли вещи на продукты, фамильный самовар ни на что не променяли. Правда, в последнее время самовар лежал на чердаке, поэтому я и решила принести его в музей, чтобы он обрёл новую жизнь».

На старинном самоваре Татьяны Волковой ещё можно прочесть полустёртую надпись «Торговый дом Н.И. Баташёв в Туле». В XIX столетии со стремительным развитием самоварного дела в России появились так называемые самоварные короли. Одно из первых мест среди них занимало как раз семейство Баташёвых. Николай Баташёв владел производством с 1880 по 1915 год.

Из‑за выгодного географического положения, запасов железной руды и близости к Москве самоварной столицей стала Тула. В середине XIX века в этом городе насчитывалось 28 самоварных фабрик, которые выпускали 120 тысяч самоваров в год.

Каждая фабрика ежегодно участвовала в ярмарках. Самовары фабрик Баташёва занимали на них почётные места, поэтому и на самоваре Татьяны Ивановны выгравированы многочисленные медали.

 

Экспонаты музея самоваров в селе Дмитриевка.
Экспонаты музея самоваров в селе Дмитриевка.
Фото Анны Бессоновой

«Частичка домашнего уюта»

«Остальные самовары в музее гораздо моложе. Они электрические, – отмечает Елена Кузина. – Правда, современными их тоже не назовёшь. Даже с 80-х годов ХХ века прошло уже почти 40 лет».

Первые электросамовары стали выпускать в Туле в 1956 году. Во время массовой газификации угольные агрегаты для чая постепенно вышли из употребления, но электрическими народ продолжал массово пользоваться.

Завершилась эпоха самоваров в середине 1990-х годов, когда их вытеснили дешёвые китайские электрочайники. Прошло время неспешного чаепития с баранками и долгой беседой.

«Теперь главная миссия уцелевших самоваров, будь они дровяные или электрические, – нести в себе частичку тепла и домашнего уюта», – считает Елена Ивановна.

В музее более 30 таких уютных экспонатов. Помимо местных водогрейных аппаратов в Дмитриевском ДК хранится и самовар из Самары, его после знакомства с музеем передали члены посещавшей село делегации из этого поволжского города.

В здании Дома культуры постоянно находятся около 20 самоваров, остальные экспонаты берут для выставок и чаепития в Юсуповском дворце, на празднование Дня посёлка и другие мероприятия. А в июле 2017 года в Дмитриевке организовали первый праздник русского самовара «С пылу с жару – к дмитриевскому самовару!».

Гостей ожидали яркие национальные костюмы артистов, звучание русских народных инструментов, песни, пляски, игры, состязания и хороводы. И, конечно же, на мероприятии можно было взглянуть на коллекцию дмитриевских самоваров и выпить душистого чаю из собранных местными жителями трав. Теперь в селе надеются, что праздник станет доброй традицией.


для комментариев используется HyperComments