Художник использует технику масляной живописи, станковой и книжной графики, работает в жанрах пейзажа, натюрморта. Его произведения находятся в частных собраниях в Белгороде, Харькове, Киеве, США, Японии, Франции, Германии, Польше. И откладывать палитру он не собирается.
В шаге от смерти
— Вы всю жизнь посвятили искусству, в детстве думали, что станете художником?
— Я с пяти лет рисую, уже тогда мечтал стать художником. В семье никто не рисовал, родители – простые крестьяне, мама работала в колхозе, отец – секретарь сельского совета. У него был необычный почерк, каллиграфический, никто не мог повторить.
— Когда пришла война, вам было 13 лет. Помните тот день?
— На собрании в селе объявили, что началась война. Люди растерялись, были в ужасном, подавленном состоянии, не находили себе места. Наш дом стоял в 50 метрах от церкви, возле которой росла груша. Когда пришли немцы, на этом дереве, прямо перед моим окном, повесили партизана. Эту картину запомнил на всю жизнь. От потрясения началась эпилепсия, заикался. При полицаях бросало в дрожь, начинался приступ.
Однажды зимой мать послала нарубить дров. Иду, рядом оказалась соседская собака. Вдруг надо мной прошла автоматная очередь. Пёс с визгом убежал. А у церкви спокойно поднялся немец, повесил автомат на плечо и ушёл – меткость на собаке проверял.
Из‑за того, что отец работал секретарём, всю семью приговорили к смерти. Спасли бои под Прохоровкой, немцы уезжали, боялись. Мы с товарищем боялись рисовать во время оккупации: вдруг немцы заставят работать на себя, как потом это нашим объясним? Только после 50 лет припадки прошли. И помогало забыть то, что пережил в военные годы, искусство.
Чтобы зритель верил
— Помните свои первые работы?
— Впервые после войны написал портрет двоюродного брата масляными красками. До этого рисовал арбузы акварелью. Брату понравилась моя работа, получился похожим, и он повесил картину дома.
— Когда вы ощутили себя профессионалом?
— В 1963 году я отучился и был молодым художником, когда офорт «Над Днепром» забрали на международную художественную выставку в Сан-Франциско. На картине изобразил дождь вдалеке, рябь на реке, деревья клонятся от ветра – всё шевелится. Моя работа висела среди маститых художников, профессоров. После выставки в Америке почувствовал силу, стал увереннее. Киев купил пять оттисков этой картины, каждый по 100 рублей. Но техника офорта опасна для здоровья: когда делаешь оттиск, цинковую доску опускаешь в серную кислоту, выделяются пары. Для безопасности придумали специальные шкафы с вытяжкой, но у меня такого не было, делал на балконе и выходил, закрывая дверь.
— Вы часто изображаете известных людей. Что‑то авторское вносите в их образ?
— Сначала делаю эскиз человека, затем размещаю на картине. Вписывая персонажа в обстановку, фон, меняю направление глаз, наклон головы, движения. Портрет Пушкина нашёл в книге, для картины изменил одежду, обыграл лицо и остальное пространство. Подбираю фон, подходящий герою. У Александра Сергеевича за спиной виднеются скалы, у ног – брызги волн. Оживляю картину, чтобы было движение, по‑другому портрет мёртвый.
— Над какой картиной работали дольше всех?
— В среднем на картину уходит год, но работаю над несколькими параллельно. Три года создавал «Переправу». Сюжет рассказал знакомый. Молодая белгородская медсестра попала на фронт в Сталинград. Она вывозила раненых, переправляла их через Волгу на самодельном плоту ночами, чтобы не попасть под обстрел. В картине много деталей, для моделей подбирал людей с солдатской выправкой, чтобы зритель смотрел на картину и верил в этих людей.
Картины – мои дети
— Кто из знаменитых художников близок вам по духу?
— Мне нравится Василий Суриков как колорист. Репин, потому что писал жизнь, создавал картины, которые отражают дух эпохи. У его полотен особая аура, она заставляет всматриваться, изучать типажи людей, события, прошлое. Но на первое место я бы поставил Карла Брюллова. Точнее всего о его творчестве сказал Пушкин: «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день».
— Расскажите историю картины, которая вам дорога.
— Картины – мои дети, они все мне дороги. Но, как и Репин, хочу показать эпоху. Воспоминание детства: в Бессоновке была красивая старинная церковь, её приказали ликвидировать. Рабочие залезли наверх, жгли опору креста, чтобы свалить его. Он упал, когда я проходил рядом. Огромный медный крест рухнул так, что земля задрожала. Со временем у меня родилась идея картины «Покаяние»: возносящийся человек, который разрушал церкви, но перед смертью покаялся, и Бог его простил.
— Что главное в искусстве, в чём его предназначение?
— Искусство делает жизнь лучше. Часто художники изображают недостатки реальности, призывают зрителей поступать по совести, действовать разумно. Художника должно тянуть к полотну, душа и вся жизнь находятся в нём. По‑другому смотрю на свои первые работы, некоторые хочется исправить. Я бы по‑новому построил композицию, острее подал проблему. В планах новая тематика: современная Россия. Хочу написать яркую, красивую, процветающую страну.