Значительная часть его дня посвящена как раз общественным делам, и желающие «минуточку переговорить» то и дело заглядывают в приёмную. Только Ахтырского в кабинете нет: он там, где сейчас нужнее всего. Но на интервью собеседник не опаздывает ни на минуту и сразу предупреждает: об Общественной палате может говорить бесконечно.
Начать с нуля
— Александр Иванович, в конце прошлого года завершил работу предыдущий, четвёртый состав Общественной палаты Белгородской области. Теперь сформирован пятый – со своими принципами и перспективами. И всё же хочется поговорить об итогах работы предыдущей команды общественных активистов. Какие из них можете назвать наиболее значимыми?
— На мой взгляд, четвёртый состав сделал немало. Во‑первых, включились в рассмотрение законопроектов, так называемые нулевые чтения. Постоянно вели приём граждан и рассмотрели свыше ста обращений. С какими проблемами к нам шли люди? Это в основном вопросы о работе жилищно-коммунального комплекса, системы образования, медицины.
Надо сказать, что большинство проблем решалось тут же – на приёме. Авторитет члена Общественной палаты говорит сам за себя, и наши общественники зачастую могли просто позвонить ответственному за то или иное направление чиновнику – и вопрос решался.
Важно и то, что мы объединили и общественные организации, представители которых не вошли в состав палаты. К нам «подтянулись» активисты, которые выступают за улучшение экологии, права людей с ограниченными возможностями… Таким образом, уже в пятом составе палаты есть и их представители.
Кроме того, мы продолжили общественный контроль за оказанием социальных услуг, и не менее важно, что почти все члены Общественной палаты региона вошли в общественные советы при департаментах и управлениях области.
— В прошлом году был принят закон, который как раз регулирует деятельность общественных палат в регионах. Он так и называется – «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации». Теперь нужно внести изменения в региональное законодательство. Скажите, как вы оцениваете новые федеральные нормы? Совершенны ли они? Как изменилось региональное законодательство?
— Важной частью федерального закона стали нормы об аппарате Общественной палаты. Что такое аппарат? Это люди, которые непосредственно – и не на общественных началах, как мы – занимаются предложениями общественников, работают с обращениями и так далее. Сразу скажу: без аппарата очень сложно работать. Но это не значит, что в его состав войдёт председатель Общественной палаты. Я твёрдо убеждён, что председатель ни в коем случае не должен получать деньги за эту деятельность.
Возвращаясь к нормам закона, скажу, что они не ограничивают численность аппарата, поэтому в некоторых субъектах она и доходит до десяти человек. Думаю, это слишком много. Пусть таких людей будет двое или трое. Не больше.
Ещё один момент – формирование палаты. По новому законодательству первую часть общественников представляет губернатор, но все они должны состоять в организациях, имеющих федеральную структуру. Вторую часть формирует региональный парламент из числа членов объединений уровня субъекта. Наконец, третья часть формируется из представителей муниципальных общественных организаций. И вот тут как раз возникают вопросы: почему закон не позволяет набирать в состав палаты членов региональных общественных организаций, которые функционируют самостоятельно, без федеральной «крыши», – и при этом даёт зелёный свет муниципальным организациям, каковых не так уж много? Думаю, законодателям есть о чём подумать.
Если же говорить о нашем областном законе, то сначала мне хочется поблагодарить правовое управление Белгородской областной думы за совместную работу. Все наши пожелания были учтены, получился настоящий конструктивный диалог.
— Но ведь в закон можно вносить изменения?
— Безусловно. Совет Федерации в мае рассмотрит итоги правоприменения норм федерального закона. Нам, конечно, хотелось бы присутствовать при этом, высказать своё мнение. К примеру, о работе того же аппарата. Нередко люди приходят к нам с вопросами, которые требуют юридической консультации, и мы начинаем искать специалистов, просить, чтобы они помогли на общественных началах. Это не всегда эффективно.
Ближе к людям
— Вы сказали о муниципальных общественных организациях, а вот сейчас идёт процесс формирования муниципальных общественных палат. Как вы видите принципы их работы? Какой срок будет оптимальным для их деятельности?
— Скажу сразу, что когда только задумали их создать, не все члены региональной Общественной палаты с этим согласились. Боялись даже подрыва авторитета областной палаты, спрашивали: а чем мы будем заниматься, а для чего они нужны? Но в итоге все признали – муниципальные палаты необходимы.
Сам процесс формирования проходил по‑разному, всё зависело от людей. Если в районе пришёл активный человек, то он под себя «подтянул» таких же, и палата работает соответственно. Когда понадобилось создать советы по контролю за оказанием социально значимых услуг, мы смело возложили эту обязанность на муниципальные палаты, которые, по моему мнению, справляются с этой задачей на хорошем уровне. Их тут же заметили. Конечно, ведь контролёра замечают в первую очередь! Результаты их работы налицо. В Старооскольском городском округе они так «прошерстили» автошколы, что даже мне задавали вопрос: какое право они имели наблюдать за работой? Я парирую: а разве кто‑то может запретить общественности это делать? Закончилось же всё конкретными решениями, позволившими существенно улучшить работу автошкол.
— Представители Общественной палаты вместе с сотрудниками департамента внутренней и кадровой политики и Института региональной кадровой политики уже который год проводят независимую оценку учреждений социальной сферы. Как вы оцениваете эффективность этой работы?
— Да, действительно, сейчас идёт уже 15-й этап этой оценки. Как это происходит? Мы делаем заключение, наши выводы обобщают и выдают протокол об устранении нарушений. Но у нас нет задачи приехать в то или иное учреждение неожиданно. Поэтому наш контроль имеет плановый характер. И если к нашему приезду наведут порядок, устранят мелкие недочёты – это уже большой плюс. К тому же всем и так понятно – люди на местах уже просто задёрганы проверками. Зачем это ещё усугублять?
— Вернёмся к обращениям граждан. Вы уже сказали, с какими проблемами обращаются чаще всего. Но как вы считаете, почему белгородцы идут именно в Общественную палату?
— Как правило, человек к нам приходит со словами: прошёл все инстанции, осталась только Общественная палата. Но бывают ситуации, когда и мы бессильны помочь: по справедливости человек вроде бы прав, но закон ему помочь не может. Мы просто привыкли к мысли, что во всём виноваты чиновники: они и нерадивые, и ленивые, только это не всегда так. Бывает, решить вопрос невозможно из‑за ограничений в законодательстве, а бывает – из‑за нехватки средств. К примеру, в прошлом году обратились к нам жители поселка Северный: им очень нужна была пешеходная дорожка. Делают её только сейчас, потому что раньше не могли. И люди звонят, благодарят.
Всё изменится
— Всю эту работу продолжит пятый состав палаты? Или теперь перед вами стоят новые задачи?
— Я возглавляю состав Общественной палаты Белгородской области уже в третий раз. И всегда стараюсь с каждым переизбранием внести в её работу нечто новое. И теперь мы станем вносить свои предложения в организацию работы различных отраслей. Нам важно выходить с инициативами на федеральный уровень. В предыдущем составе российской Общественной палаты с этим прекрасно справился Константин Курганский, теперь эта задача возложена на Михаила Бажинова. И уже есть успехи. Мы обозначили вопрос о необходимости закрыть кальянные. Как он решится, ещё не ясно, но наше мнение прозвучало громко и уверенно. Другая тема – алкоголь на заправках. Меня что возмутило? В пояснительной записке к этой инициативе говорится, что, мол, на заправках без торговли алкоголем невыгодно продавать бензин. Простите, но что тогда мешает владельцу заправки открыть супермаркет? К тому же бензин дорожает, а им – невыгодно работать? Тут тоже есть вопросы.
— Скорее всего, у Вас как у водителя есть масса предложений и по организации дорожного движения.
— О безопасности дорожного движения всегда много говорят, а потом приводят статистику, которую можно описать так: люди гибнут-гибнут-гибнут. Но мне лично хочется поблагодарить ГИБДД по Белгородской области: ни от одной нашей инициативы там не отмахнулись. Даже если мы с чем‑то не соглашались, специалисты сумели нас переубедить.
Если же говорить об инициативах, надо обратить внимание на «зелёную стрелку», которая разрешает поворот направо из крайней полосы, заставить федералов вернуться к этому вопросу, ведь пока это – лишь эксперимент, а нужно сделать его нормой.
Активисты также высказывают предложения изменить маршрут общественного транспорта так, чтобы автобусы и троллейбусы, поворачивающие с проспекта Богдана Хмельницкого к центральному рынку, не заезжали на «Энергомаш». Сейчас, перестраиваясь после этой остановки, они перегораживают три полосы. Но все эти предложения требуют оценки экспертов. Я же считаю, что мы должны вновь создать рабочую группу, открыть «горячую линию», и пусть люди присылают свои предложения.
— Скажите, но когда подобные идеи уже сформулированы, оценены, что с ними происходит дальше? Куда Общественная палата их направляет?
— Мы смотрим, какой именно структуры касается та или иная инициатива, и отправляем её туда. Будь то департамент или управление. Делаем это сразу же. Мы же не чиновники, чтобы ждать 30 дней. Кроме того, некоторые предложения отправляются сразу на федеральный уровень – в Общественную палату РФ. Но если процесс и затягивается, то лишь потому, что мы попросту не успеваем охватить большой объём работы.