• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
23 февраля 2016 г. 10:45:02

«ОнОнас» о том, как радиоуправляемые модели побеждают в войне машин

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Подсели на колёса
Участникам хватает адреналина. Фото Вадима Заблоцкого

За бортом минус 17. Морозное воскресное утро, которое большинство из нас предпочло бы провести в тепле за чашкой кофе. На окраине села Весёлая Лопань припарковано более десятка авто. На площадке рядом виднеется компания из 20–25 мужчин. Будешь проезжать мимо, постараешься не задерживаться: мало ли?.. Ну что могут несколько десятков мужиков делать в крепкий мороз на окраине села? Бандиты, не иначе.

Истину выдаёт мечта. В буквальном смысле. За спинами этих людей – самая большая мечта любого мальчишки, начиная лет с пяти уж точно: узнаваемые по «морде» брутальные красавцы Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser и другие внедорожники-бестселлеры.

Рядом – самая настоящая трасса для трофи-триала с огромными валунами, мостами, брёвнами, по которым только настоящая машина для мужика может проехать. Та самая детская мечта, которая с пяти лет, – уж давайте будем честными! – так никуда и не делась. Она просто уменьшилась в десять раз по сравнению с настоящими внедорожниками. Игрушки? Ни в коем случае! Между игрушками и моделями ставить знак равенства запрещено – могут побить вполне реально, без скидок на масштабы. Это всё равно что моряку сказать, что он плавает, а не ходит по морю.

Эта компания уехала за пару десятков километров от Белгорода, чтобы провести второй этап по трофи-триалу среди радиоуправляемых моделей автомобилей. Так они выбираются за город каждые две недели, причём целыми семьями, по принципу «что мне снег, что мне зной» – заезды состоятся при любой погоде. Участвуют и дети, и очень даже взрослые мужики за 30 и даже за 50. Эдакое барбекю выходного дня с соревновательной программой.

В Весёлой Лопани построили семь спецучастков – шесть на улице и ещё один – в огромном крытом гараже, где обустроено и место для чаепития. Здесь отогреваются замёрзшие участники и модели авто, заезжающие сюда оттаять после морозных покатушек.

  • Модели внедорожников перед началом соревнований.

  • На фото и видео с таких гонок немногие могут отличить модели от настоящих машин.

Проходить спецучастки надо по правилам обычного трофи-триала. Помогать своим экипажам можно только уменьшенными до масштаба авто лебёдками, лопатками, сэнд-траками и т. д. Никаких вмешательств в ручном режиме. Это даже не футбол, и руки Бога в этих соревнованиях быть не может.

Например, чтобы вылезти из ямы, приходится проявлять ровно те же навыки, что и при аналогичной ситуации за рулём реального внедорожника. Случаи бывают по-настоящему эпичные – о том, что это просто модели, забываешь секунд через десять после старта.

Дополнительные баллы в трофи-триале присуждаются за копийность – миниатюрный автомобиль должен быть максимально приближен к оригиналу. На видео с таких гонок многие не могут отличить модели от полноразмерных настоящих машин. К слову, те модели, что подороже, имеют лицензированный кузов.

Это значит, что производитель настоящего большого авто дал своё добро на создание полной копии автомобиля и выпуск модели под официальной маркой. В таких машинах дотошно воспроизводят мельчайшие детали. Даже топорики и вёдра к кузову подцеплены.

 

  • В машинах дотошно воспроизводят мельчайшие детали: даже топорики и вёдра к кузову подцеплены.

  • Здесь всё устроено как на настоящих авто: подвеска, мосты, колёса.

Некоторые умельцы предпочитают сами создавать копии моделей, создавая кузов из ПВХ. Для этого они достают чертежи кузова настоящего авто, масштабируют его (например, 1:10), распечатывают на бумаге, а затем переводят на пластик. В склейке кузова самый трудоёмкий процесс – доводка всех форм кузова, так как необходимо соблюсти все пропорции.

В белгородском сообществе автомоделистов уже троим удалось воссоздать модели кузова с нуля. По большому счёту можно создать уменьшенную копию любого авто. Рукотворные экземпляры при должном подходе просто потрясают воображение зрителей и даже вызывают стойкое желание тут же их приобрести. Однако хозяева, как правило, своё чадо продавать отказываются.

Организатор соревнований Сергей Тимакин говорит, что по прошествии четырёх этапов проводят награждение. Победителям в качестве призов достаются запчасти, колёса, а иногда и новый автомобиль.

На этапы приезжают и гонщики из соседних областей – для них окунуться в подобную атмосферу как в отпуск съездить. Для фанатов автомодельного спорта такие соревнования превратились в полноценный семейный отдых, поскольку всё это совмещается с выездами в лес, в полевые условия. Помимо турниров по трофи-триалу, в Белгороде проводят соревнования по дрифту, кольцевым гонкам и в других классах моделей.

 

  • Когда на фоне миниатюрного внедорожника появляется человек, всё становится на свои места.

  • Юный пилот со своим внедорожником в масштабе 1:10.

Профессионально занимаясь радиоуправляемыми моделями, Сергей Тимакин открыл в Белгороде магазин «RC-актив», где продаёт модели, а также проводит мастер-классы и пробные заезды для детей. Здесь есть не только миниатюрные автомобили, но и модели парусных яхт, скоростных катеров, боевых кораблей, самолётов, вертолётов и военной техники.

Цены на модели авто начинаются от нескольких тысяч рублей, однако качественная спортивная модель в масштабе 1:10 или более крупные экземпляры обойдутся в несколько десятков тысяч. Их производят в Китае, Японии и США. Почти все модели могут быть как с электродвигателем, так и с двигателем внутреннего сгорания, который заправляют либо нитрометаном, либо обычным автомобильным бензином.

«Здесь всё как в настоящем автомобиле, – поясняет Сергей Тимакин. – С определёнными промежутками проводится техническое обслуживание. У моделей всё считается в баках. Через 20–30 баков смотрим сцепление, затем чистим карбюратор, обслуживаем подшипники. В каждой модели есть лист ТО, в котором фиксируется, через сколько баков и что конкретно нужно делать. Там и замена воздушных и масляных фильтров – словом, всё, к чему привыкли обычные автомобилисты».

Существуют автомобили как для хобби, так и для спортивных соревнований. В каждом масштабе есть свои подклассы: монстры и траки, шорт-корсы, модели для дрифта, кольцевых гонок, багги и ралли, краулеры и трофи.

В спортивных классах основными материалами для моделей являются карбон и алюминий, способные выдержать совсем недетские нагрузки. Например, модель для шоссейных гонок способна разогнаться до 200 км/ч и выше. Большинство же моделей, в том числе в классе «трофи», разгоняются до 70–100 км/ч.

 

  • Помогать своим экипажам можно только уменьшенными до масштаба авто лебёдками и лопатками.

  • В гонках участвуют и дети, и очень даже взрослые мужики за 30.

Сергей Тимакин говорит, что если для взрослого человека гонки являются отдушиной (а занимаются этим люди и достаточно почтенного возраста), то дети после таких турниров начинают интересоваться техникой, записываются в кружки, продолжают заниматься автомодельным спортом и даже выходят на уровень чемпионата России.

В кружки берут детей от девяти лет, которые уже могут осознанно работать с техникой. Как правило, ребёнку покупают кит-набор, из которого собирается основа автомобиля. Отдельно покупают электронику. А затем наступает этап покраски кузова, который подчёркивает индивидуальность каждого авто.

«Мы отвлекаем детей от компьютеров, и у нас это получается. Они с ранних лет приучаются к моделированию и уже не только могут гвоздь забить, но и знают устройство автомобиля, потому что в моделях всё то же самое, только в уменьшенном виде. Кружки есть разные. Дети занимаются в Центре детского технического творчества. Я знаю ситуацию, стараюсь поддерживать техникой, ведь у них там с финансированием очень тяжело. У нас любят говорить, что вокруг одни менеджеры и на заводах некому работать. А ведь технические специалисты рождаются именно здесь. Это и хобби, и развлечение, и полезное занятие. Своих денег оно точно стоит», – заключает Тимакин.

 

Внедорожник с самодельным кузовом преодолевает снежный тоннель.
Внедорожник с самодельным кузовом преодолевает снежный тоннель.
Фото Вадима Заблоцкого

Сколько бы ни стоила модель, это всегда покупка счастья. Есть такие секреты, о которых все знают, но молчат. Один из них заключён в том, что все, кто покупает модели автомобилей, самолётов и кораблей детям, на самом деле покупают их для себя. Потому что детские мечты не умирают.


для комментариев используется HyperComments