Когда и сам не рад
Сколько себя помню, тема школьной шпаргалки всегда была актуальной. У каждого, конечно, по этому поводу своё мнение, своя точка зрения, свои истории, потому что у каждого в жизни были экзамены, зачёты, контрольные или другие испытания, когда нужно было продемонстрировать свои знания и умения. А шпаргалка как раз была тем предметом, который порой помогал получить лучший результат.
Многие считают, что шпаргалка – это уникальная придумка, гениальное изобретение. Не слишком ли громкое заявление – приписывать гениальность бумажке с записями для подглядывания? Лично мне нравится определение слову «шпаргалка» в Толковом словаре русского учёного Владимира Даля: это бумажка с записями, которая используется на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать материал, который испытуемый должен был усвоить и выучить. Всё‑таки должен был усвоить и выучить, но почему‑то не усвоил и не выучил. Причин тому великое множество.
Не раз доводилось слышать: «Поколения до нас пользовались шпаргалками и сейчас сплошь и рядом пользуются, и поколения после нас будут пользоваться. Не нами свет начался, не нами кончится». И во все времена школьники и родители знали, что шпаргалка – это нехорошо, недопустимо, наказуемо, однако выход многие искали в шпаргалке.
Действия учителя в случае её обнаружения никаким документом не были регламентированы. И учителя поступали по‑разному: один отбирал шпаргалку – и заставлял брать другой билет, кто‑то давал школьнику возможность выговориться, а потом углублялся в билет и начинал гонять по всему учебному курсу до такой степени, что школьник уже не рад был своей шпаргалке… И даже если ученик хорошо ориентировался в материале в целом, настроение у учителя всё равно было испорчено, и недоверие делало своё дело.
Запрещённый предмет
В начале нынешнего века была введена новая система оценивания знаний школьников – ЕГЭ. И шпаргалку официально признали вне закона. Тому подтверждение министерский циркуляр, где однозначно сказано, что шпаргалка – это запрещённый предмет.
Объективность, честность, чистота – главные принципы ЕГЭ. Разве можно доверять результатам, которые получены нечестным путём? Вот почему за наличие или использование шпаргалки школьника удаляют с экзамена, аннулируют его результаты и даже могут привлечь к административной ответственности.
Если участник ЕГЭ имеет при себе шпаргалку, то рано или поздно захочет ею воспользоваться. А двух организаторов на 15 человек в аудитории вполне достаточно, чтобы увидеть, чем каждый участник занимается. И вот здесь организатор должен сделать то, что предписывает инструкция: удалить школьника с экзамена. А не удалит – сам попадёт под административную статью за бездействие. Третьего не дано.
К тому же в каждой аудитории на всех экзаменах как в 11-х, так и в 9-х классах работает система видеонаблюдения. Действия каждого участника как на ладони, попытка обмануть бесполезна. Кстати, такое активное наступление на шпаргалку очень ощутимо, количество случаев удаления с экзаменов по этой причине сократилось в разы.
Опорный конспект
Официальное отношение к шпаргалке как к запрещённому предмету полностью меняет её суть и назначение. Раньше экзамен проводился по билетам, которые формировались на основе разработанных министерством или учителем вопросов и количество которых вытекало из программного содержания. И шпаргалка в данной ситуации представляла собой ответ на конкретный, зачастую наиболее трудный вопрос или свод формул, дат, цитат, цифровых данных и понятий. Теперь же каждый КИМ (контрольный измерительный материал, или проще – сам бланк с вопросами и тестами, где ученик пишет ответы) рассчитан на знание всей программы. Невозможно представить, какие будут даны задания, так что шпаргалки создавать бессмысленно! Однако роль опорного конспекта на этапе подготовки к экзамену она выполнять может, а следовательно, выступать в качестве помощника.
Опорный конспект, если он выполнен качественно и самостоятельно, с педагогической точки зрения бесценен. Когда ученик старается сделать выжимку из материала, он много думает и, разумеется, проникается содержанием. Происходит систематизация знаний и их закрепление. Шпаргалку нужно писать, причём самому и разборчиво! Писать только самое главное. Только в таком случае будешь представлять суть предмета и ориентироваться в нём. Периодически просматривая подобные опорные записи, ученик более прочно освоит учебный материал.
Заключить хотелось бы тем, что самая надёжная шпаргалка – это память, которая никогда не подведёт, если ученик старателен, проявляет усердие и прилежание. Трудолюбие не исчезает просто так, оно обязательно оставляет свои следы. Если школьные годы были наполнены систематической учёбой, то память запомнит, сохранит и воспроизведёт в нужный момент необходимые знания без всяких шпаргалок.
В тему
В 2017 году на ЕГЭ и ОГЭ 17 белгородских школьников попались на использовании шпаргалок.
Самой большой в мире шпаргалкой считается «записка» длиной 13 метров, которую сделал школьник из Казахстана.
Самый известный российский музей шпаргалок находится в Новосибирске. Здесь собраны необычные способы упаковки «шпор»: в виде серёжек, на ободке для волос, в тюбике с губной помадой, внутри маленькой пачки сока, на обратной стороне ремня, на ручках и линейках… Музей расположен в студенческом баре, который так и называется – «Шпаргалка».
История
Изобретение шпаргалки приписывают королю франков Карлу Великому (конец VIII века), который не умел читать и писать. Однако до нашего времени дошли указы, которые Карл Великий подписывал собственной рукой. Как же такое возможно? А ответ прост: у него была шпаргалка. Учёные мужи того времени изготовили на пергаменте образец подписи. Когда королю требовалось подписать какой‑либо государственный документ, он тщательно срисовывал свой титул и имя со шпаргалки.