Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 апреля 2018, 12:27
 Татьяна Соболева 1632

Овеществлённая память. Прошлое и настоящее белгородской журналистики

Овеществлённая память. Прошлое и настоящее  белгородской  журналистики Ветеран журналистики Валентина Южанина. Фото Владимира Юрченко
  • Татьяна Соболева

В Белгороде открыли Музей истории белгородской журналистики. Идею его создания предложил губернатор Евгений Савченко в прошлом году, когда «Белгородская правда» отмечала своё столетие. И вот в минувшую пятницу, 20 апреля, этот музей принял первых посетителей.

Газета статского советника

Музей расположен на первом этаже Издательского дома «Мир Белогорья».

«Но мы сознательно ушли от фактора корпоративности, хотя история «Белгородской правды» осталась доминантной, – говорит генеральный директор ИД «Мир Белогорья» Олег Шевцов. – Этот музей рассказывает о всех печатных СМИ области, начиная с дореволюционных времён и заканчивая нашими днями. Большие планы у нас и на будущее. Мы хотим, чтобы этот музей продолжил развиваться, чтобы в нём появлялись новые экспонаты, в том числе рассказывающие о становлении в нашей области телевидения и интернет-СМИ».

В экспозиции музея немало интересных экспонатов. Вот первая страница газеты «Курские епархиальные ведомости» за 1871 год. Именно с этого времени берёт своё начало белгородская журналистика. В этой газете печатали правительственные распоряжения и высочайшие повеления, а в «Неофициальном отделе» читателей, например, учили, «при каких условиях проповедь может быть плодотворной».

В Белгороде в XIX веке статский советник Павел Барышников на личные средства выпускал газету «Белгородские силуэты». Она содержала «очерки, рассказы, заметки, сообщения из общественных нравов Белгорода, а также эскизные бытовые картинки из провинциальной жизни вообще».

Фото Владимира Юрченко

Сила печатного слова

Многочисленными экспонатами представлена история районных и областных газет советского периода. Революция, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, образование Белгородской области, ударные комсомольские стройки… Белгородская пресса никогда не теряла связь с жизнью страны и области.

Вот чернянская газета «Голос колхозника» выносит на «красную доску» (это центральное место на первой полосе) фамилии передовиков, а «на чёрной доске» позорит руководителей сельсоветов, не приступивших «к прополочно-посевной кампании».

А в Грайворонском районе призывают к ответу «срывщиков финплана». В самом деле, очень обидно стать героем «Ордена мокрой вороны», придуманного журналистами по примеру «Белгородской правды», учредившей «Орден мокрой курицы».

Сила слова – в тесной связи с народом. «Пишите в свою газету, берите под огонь критики и самокритики работу всех», – теперь уже исторический призыв газетчиков находит живой отклик. В советское время хорошо развито движение рабочих и сельских корреспондентов. У любой газеты – сеть внештатных авторов. Почта каждый день приносит в редакции и областных, и районных газет десятки писем, жалоб, благодарностей от читателей. Их печатают, не жалея газетной площади.

Пауза случилась только в годы Великой Отечественной войны. Но после освобождения Белгородчины издание газет возобновилось. Вот некоторые заголовки и рубрики публикаций того времени: «О ходе военных действий», «Они вернули нам Белгород», «Мы водрузили знамя над городом»…

И очень интересный экспонат – репринт газеты «Нью-Йорк таймс» с информацией о том, что 5 августа 1943 года Белгород освобождён от немецко-фашистских захватчиков. Москва салютует!

Фото Владимира Юрченко

Ой, Леонид Ильич!

Среди первых посетителей экспозиции были студенты факультета журналистики НИУ «БелГУ». Зашли они в «кабинет литературного сотрудника», оборудованный в стиле 1970-х годов минувшего века. «Ой, Леонид Ильич!» – признало юное поколение Генерального секретаря ЦК КПСС. Портрет Брежнева в ту пору висел в каждом кабинете…

А миловидной девушке приглянулось рабочее место «литературного сотрудника». Она села за стол (можно: интерактивная зона!), взяла строкомер и попросила сокурсника: «Сделай фотку на мобильник».

Пример оказался заразительным. Без селфи на фоне партийного лидера и красного вымпела «Вперёд, к победе коммунистического труда!», пожалуй, никто не ушёл.

А ещё попрактиковались в печатании на пишущей машинке. Студентка попробовала было нажать на клавиши, как на компьютере, – лёгким касанием. Ничего не вышло! Оказалось, по клавиатуре печатного агрегата прошлого столетия надо буквально бить.

В музее представлено и рабочее место фотокорреспондента: бачок для проявления плёнки, ванночка, фотоувеличитель и плёночные фотоаппараты тех лет – они для селфи явно не годятся…

Фото Владимира Юрченко

Говорят ветераны журналистики

Владислав Бояркин, главный редактор газеты «Белгородская правда» с 1985 по 1988 годы:

«Открытие музея – событие для всей белгородской журналистики. Само понятие музей предполагает, что это надолго, навечно. Я посмотрел, насколько всё добротно, со вкусом сделано. Пройдёт год-два, и, я уверен, музейных экспонатов только прибавится. И главное – никто не будет забыт. Музей – это овеществлённая память. Без знания прошлого нет будущего».

Борис Осыков, журналист, писатель, краевед: – Музей впечатляет. Стильный. Современный. Ни одного экспоната, какой казался бы лишним, нет. А представление о большой истории печатного дела в нашей области получаешь полное.

«Музей впечатляет. Стильный. Современный. Ни одного экспоната, какой казался бы лишним, нет. А представление о большой истории печатного дела в нашей области получаешь полное».

Людмила Кондратьева, корреспондент отдела культуры газеты «Белгородская правда» с 1978 по 1991 годы:

«Как первую любовь не забыть, так и молодость, становление в профессии – это никогда не уйдёт. А если видишь живые свидетельства того «своего» времени, эмоции просто переполняют. И молодёжи, думаю, нужно знать о наших «лейках и блокнотах», о том, как работали их старшие товарищи. Музей – просто замечательная идея».

Олег Размоскин, председатель Белгородской региональной организации Союза журналистов России:

«У нас теперь есть свой музей. И этот факт важен не столько для того, чтобы мы жили былыми заслугами. Это нужно с точки зрения преемственности поколений. У сегодняшних молодых журналистов нет представления, как работали мы. Вот с этой точки зрения хотя бы такое погружение их в историю очень важно. Желаю, чтобы нынешнее поколение журналистов, которое приходит в профессию, имело бы поводы для пополнения этой экспозиции».

Фёдор Хрусталёв, главный редактор газеты «Белгородские известия» с 1997 по 2008 годы:

«Молодцы, что сделали это большое дело. И особенно это нужно для тех, кто начинает свой путь в журналистике. Пусть смотрят, пусть учатся. У нас не было компьютеров, другой современной оргтехники. Но мы выдавали иногда такие материалы! Острые, сильные, глубокие…»

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×