• 56,63 ↑
  • 69,27 ↓
  • 1,96 ↑
26 декабря 2017 г. 11:38:08

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
От сборчества к творчеству. Как белгородских детей отвоёвывают у виртуального игрового мира
Фото Тамары Акиньшиной

О высокотехнологичном будущем, в которое надо встраиваться подрастающему поколению, и важности конструктивного мышления мы поговорили с директором белгородского детского технопарка BelRobot Олегом Грязновым.

Конструктивный тупик

— Самолётик можете сделать? – Олег Викторович протянул мне три кубика лего.

— Ээээм… Вот!

— Он не взлетит, крылья короткие. Но пространственное мышление у вас есть, и основные элементы – фюзеляж, крылья и хвост – вы отразили, – с улыбкой прокомментировал Грязнов.

И добавил, что, к сожалению, подавляющее большинство детей, у которых дома много самых разных конструкторов, эта простая задача ставит в тупик.

«Сборка игровой модели по инструкции – это 10 % того, что может дать лего. Конечно, здорово, если ваш ребёнок увлечённо строит из него. Но если он делает из деталей свои собственные модели – это уже не просто игра, а конструктивное мышление», – пояснил Олег Викторович.

Но родители сами часто не дают детям разбирать собранные модели, и они превращаются в бесполезные пылесборники.

«Если вы устали от кубиков под ногами, но при этом каждый месяц покупаете новые наборы конструктора, потому что ребёнок не использует детали от старых, – вашему ребёнку прямая дорога к нам», – с улыбкой добавил Грязнов.

Фото Тамары Акиньшиной

Игра на опережение

Пять лет назад в Белгороде появился детский центр «Я САМ», который, по сути, стал стартовой площадкой для нынешнего технопарка. Команда, собранная Олегом Грязновым, разрабатывала и продвигала этот проект не один год. В 2014-м набрали первые группы детей на лего-конструирование и Перворобота, а спустя год заработали городские лагеря по робототехнике.

«Мы, как тараны, как локомотивы, добьёмся популяризации детского технического творчества только тогда, когда у родителей сформируется к нему осознанное отношение. Они должны понимать, что это пригодится ребёнку в будущем, и поддерживать, как занятия спортом или танцами: уговаривать, настаивать и даже заставлять», – подчеркнул Олег Викторович.

Для этого мамам и папам самим нужно задуматься о тенденциях рынка труда. Авторитетные источники, в числе которых Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления «Сколково», утверждают, например, что в ближайшие 10–20 лет востребованными будут специальности, связанные с робототехникой и программированием.

«Я говорю родителям: у нас с вами есть злейший враг – пылесос виртуального коммуникативного игрового мира. И он наших детей утягивает. Они становятся иждивенцами, не желающими ничего делать, – посетовал Грязнов. И пояснил: если к 11–12 годам ребёнку не становится свойственным что‑то пробовать и добиваться, делать что‑то реальное, а не просто играть, потом увлечь его чем‑то полезным, в том числе техническим творчеством, будет очень сложно».

По наблюдениям Олега Викторовича, многим современным детям не хватает усидчивости. Они избалованы, не привыкли добиваться результата, быстро сдаются. Их мамам и папам придётся приложить много сил, чтобы они не пополнили ряды «потерянного поколения».

Олег Грязнов.
Олег Грязнов.
Фото Максима Левковского

От «Ух ты!» к системе

Сейчас на площадке BelRobot на базе Белгородского регионального ресурсного инновационного центра занимаются около 300 детей от 3,5 до 16 лет. Большинство из них из Белгорода, а по выходным приезжают и дети из ближайших к областному центру районов.

«Сейчас у нас работает пять лабораторий: конструирования и моделирования, робототехники, электроники, прототипирования и нейротехнологий. И идёт формирование шестой – лаборатории дополненной виртуальной реальности. Часть оборудования для неё уже закупили», – похвастался Олег Викторович.

Ставка на этот вид технологий не случайна: в том самом атласе профессий будущего с дополненной виртуальной реальностью связаны сразу несколько из них. И, по мнению Грязнова, это направление будет востребовано ближайшие 30 лет.

В технопарке почти 200 роботов. Часть из них находится в демонстрационном режиме, другие –
в виде технических наборов – используются для образовательного процесса. Это и роботы-художники, и роботы-футболисты, и роботы-борцы.

В демонстрационной зоне технопарка, которую организуют на праздники и для школьных экскурсий, гости могут попробовать управлять квадрокоптером, покататься на скейте в шлеме виртуальной реальности, построить свой город или помериться силами в бесконтактном арм­рестлинге. Этот эффект «Ух ты!» в BelRobot поддерживают и с помощью, например, фестиваля по лего-конструированию, который проводят здесь дважды в год.

Фото Максима Левковского

Увлечь и зажечь

На занятиях в технопарке дети получают базисные междисциплинарные знания. Благодаря погружению в развивающую среду возникает стремление к самостоятельному творчеству. Внутренние соревнования и первые победы на них становятся трамплином для более серьёзных конкурсов. На базе технопарка, например, проходят областной этап Всероссийской робототехнической олимпиады, региональные фестивали по робототехнике и лего-конструированию.

«Наш детский технопарк – одна из трёх площадок в России, на которой успешно готовят команды инженеров и робототехников на конкурсы. Например, в 2016 году наша команда стала абсолютным победителем по стране на «ИКаРе», а в 2017-м уже три команды от BelRobot стали призёрами, а одна из них – победителем «ИКаР-профи». Это самая сложная номинация в робототехнике», – похвастался Олег Викторович.

С весны этого года в частном детском саду «Радуга» в Белгороде открыли экспериментальные классы по лего-конструированию и робототехнике. Четырёхлетние малыши успешно осваивают классические наборы лего и собирают своих первых роботов.

«Зажечь детей в дошкольном возрасте – благодатная тема. Около половины воспитанников детсада ходят на наши занятия. Желающих больше, но мы не можем их взять», – посетовал Олег Викторович.


для комментариев используется HyperComments