• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
5 октября 2016 г. 13:20:22

Как белгородскому учителю Константину Шиловских удалось увлечь старшеклассниц уроками физкультуры

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
От гандболиста до физрука
Фото из личного архива Константина Шиловских

Не секрет, что школьные уроки физры большинство учениц старших классов стараются избежать под любым предлогом. Ну не нравится им наматывать круги по стадиону или носиться с мячом в спортзале.

А вот старшеклассницы белгородского лицея № 32, стоит учителю физической культуры Константину Шиловских задержаться на минутку, обрывают его телефон. Занятия фитнесом, которые ведёт преподаватель, перед зеркалами отрабатывающий движения со своими воспитанницами – вот что нравится девчонкам.

Не думайте, что учитель идёт на поводу учениц, один вариативный урок в неделю заменяя модной дисциплиной. В начале прошлого учебного года две группы старшеклассниц, в одной из которых была аэробика, а другая занималась по обычной программе, сдавали тесты. А когда в конце года сравнили результаты по бегу на 100 м и 2 км, прыжкам в длину с места, подъёму и опусканию туловища в положении лёжа за 30 секунд, то оказалось, что результаты в группе занимающихся фитнесом более чем на 30 % превосходили результаты другой группы. А психологический тест, проведённый школьным психологом, показал, что уровень тревожности, который был у шести учениц, остался только у двух.

Свой опыт по «физическому развитию школьниц 10–11-х классов на уроках физической культуры посредством использования фитнес-технологий» – так называется одна из исследовательских работ Шиловских – он предлагает своим коллегам как на региональном, так и федеральном уровне. Сегодня у школьного учителя 55 опубликованных научно-исследовательских работ, а у его воспитанников их более 40.

Константин Шиловских, мастер спорта по гандболу.
Константин Шиловских, мастер спорта по гандболу.
Фото из личного архива

Начало

Если бы в начале 2000-х успешному спортсмену, мастеру спорта по гандболу, члену молодёжной сборной России, команда которого была двукратным бронзовым призёром чемпионата страны в суперлиге, чемпионом СНГ и победителем гандбольного турнира в Высшей лиге, сказали бы, что через несколько лет он будет, стоя перед зеркалом, с помощью Интернета разучивать аэробику, то он счёл бы всё это неуместной шуткой.

Но тяжёлая спортивная травма повернула жизнь на 180 градусов. Неожиданное окончание спортивной карьеры в 24 года, семья, годовалая дочь, которая помогла легче пережить непростые времена, а также диплом воронежского филиала Московской академии физической культуры – и в 2006-м Константин Шиловских начинает работу преподавателем в БелГУна кафедре физической культуры и спорта.

«Я работал не на факультете физической культуры, а у будущих педагогов, социологов, историков. Подавляющее большинство – девушки, некоторые из которых уже со школы принесли негативное отношение к урокам физкультуры, – вспоминает Константин Владимирович. – Я им даю мяч поиграть в баскетбол, а они в ответ: «Ой, у нас ногти». Предлагаю другие занятия – «нам это неинтересно». А как привлечь их, чем бы стали заниматься с удовольствием?»

Фитнес – вот на что ходят студентки добровольно. Это увидел Константин на факультативных занятиях своих коллег. Он выписал необходимую литературу, стал искать информацию в Интернете, а затем самостоятельно отрабатывать танцевальные движения перед зеркалом. С первой пары новых занятий студентки поддержали его энтузиазм, и с прогулами проблем уже не было.

«К концу третьего курса я был за них спокоен, по зачёту у каждой – автомат, так как занятия они не пропускали», – говорит Константин Владимирович.

Когда он перешёл на работу в лицей, то свои наработки сразу предложил директору – Николаю Перестенко.

«Самое главное, что в лицее мне позволили сделать, и я этим сейчас занимаюсь, – не добить до конца в старших классах желание заниматься физкультурой, – говорит Константин Владимирович. – Я против того, что девочки должны всё время бегать, прыгать, сдавать нормативы. Ведь занятия фитнесом можно использовать для достижения многих спортивных навыков».

И действительно, только дилетанты считают фитнес лёгким занятием. К примеру, один час упражнений тай-бо по затратам энергии эквивалентен 10-километровому забегу на беговой дорожке. Руководство лицея не только согласилось с доводами нового преподавателя, но и переоборудовало одно из подвальных помещений школы под зал ритмики, поставило там вытяжки, купило степ-платформы и другое фитнес-оборудование. И ещё несомненный плюс для идей Шиловских: в старших классах лицея на уроках физкультуры – раздельное обучение мальчиков и девочек, что облегчает для учителя внедрение фитнеса.

В программе занятий – тай-бо, аэробика, степ, силовой комплекс. До, во время и после выполнения упражнений – обязательно измерение пульса, в конце занятий – зрительная и дыхательная гимнастика, аутогенная тренировка.

На занятиях много времени уделяется физической нагрузке: школьницы качают пресс, ягодицы, они сами называют свои проблемные зоны и работают с ними. А те девушки, которые относятся по состоянию здоровья к подготовительной группе, занимаются с ограниченной нагрузкой. Так, если упражнение для общей группы идёт до счёта 16, для них – только до 8.

«Занятие разделено на блоки, – говорит Константин Шиловских, – ведь, по данным исследований психологов, школьники способны поддерживать произвольное внимание не более 15 минут. Учитывайте этот факт – и внимание и желание детей заниматься качественно обеспечено».

Константин Шиловских на занятиях с ученицами лицея № 32.
Константин Шиловских на занятиях с ученицами лицея № 32.
Фото из личного архива

Спортивный доклад

Своими практическими наработками учитель делится со всеми желающими на мастер-классах как участник научно-практических конференций самого разного уровня, в многочисленных публикациях. К исследовательской деятельности привлёк и школьников. За четыре года работы в лицее его воспитанники подготовили более 40 работ, они участники региональных и федеральных научно-практических конференций, на которых занимают призовые места.

«Я часто спорю со своими коллегами, которые считают, что научные занятия мешают урокам, – говорит Константин Шиловских. – Но я их убеждаю в обратном, так как все исследования ведутся во внеурочное время».

Школьники сами привели его к выводу, что они хотят и могут заниматься научной работой по физической культуре. Всё началось с сейчас уже выпускницы Ирины Литвиновой. «А почему бы не начать заниматься аэробикой в начальной школе?» – подумала она, наблюдая за спортивными занятиями с первоклассниками. Под руководством учителя она не только вела занятия фитнеса у малышей, но и сделала необходимый анализ, представив своё исследование на суд специалистов.

Шиловских постоянно добавляет в свои занятия что‑то новое. Увлёкся психологией и недавно провёл урок релаксации. Звуки природы, приглушённый свет, расслабляющий голос педагога – девчонки признались, что умудрились заснуть. Навыки медитации, расслабления – старшеклассницам очень важно уметь овладеть навыками релаксации в напряжённом ритме современной школы.

«А сколько ещё интересного впереди! – говорит Константин Владимирович. – Есть идея начать заниматься тяжёлым фитнесом на тренажёрах: он заметно улучшает фигуру. Скиппинг собираюсь сам изучить, а потом попробовать на уроках. Программы по физической культуре были написаны в 1970-е годы и до сих пор не менялись. А дети сегодня совсем другие, чем 30–40 лет назад, и у них совсем другие интересы».

Школа

«Если бы меня не приняли малыши, я бы вернулся в университет, – категоричен Шиловских, который уже четыре года ведёт уроки физкультуры и в начальной школе. – Я проводил занятия, а потом приходил домой и брал в руки книгу: навёрстывал упущенное. Как построить взаимоотношения с детьми? Что можно позволить им, а что нельзя?»

Дети не только безоговорочно приняли его, но и привязались к нему, доверяя все свои детские секреты. Он спорит с коллегами, которые упрекают его в том, что он слишком эмоционален с детьми. Упав на уроке, ученики могут прибежать к учителю, уткнувшись в него заплаканным лицом. По педагогическим правилам он должен быть строгим, но он совсем не строг и иначе не может. Каждый урок – это взрыв эмоций, ведь во всех подвижных играх и занятиях он равноправный участник с детьми. Кстати, так работают все учителя физкультуры в лицее.

«Бывает, приходит новый специалист. День, другой, подряд несколько занятий – всё делает наравне со своими учениками и не выдерживает, уходит», – говорит Константин.

Но те, кто остаётся, делают лицей спортивной страной, где каждый год проходят малые лицейские олимпийские игры по 11 видам спорта. Спортивный клуб «Факел» является одним из лучших в городе, а лицей – безусловный победитель президентских игр и состязаний. Из 600 учеников, сдававших нормы ГТО, 223 школьника получили знаки отличия различной значимости. За внедрение комплекса в лицее также отвечает Шиловских, добившись того, что этот опыт был признан лучшим в городе. И проблему, которая актуальна для всех школ, когда в спортивном зале сходятся несколько классов, он считает вполне разрешимой.

«А улица, свежий воздух? В нашем лицее закупили лыжи, пригласили для занятий с детьми во внеурочное время тренера. А какие баталии со снежками мы устраиваем», – рассказывает Константин.

Кстати, из 55 его научно-исследовательских работ 22 посвящены любимому гандболу, остальные – по школьной тематике. И когда поступает очередное предложение о возвращении в вуз и занятиях научной работой, он категоричен:

«Мне интересно здесь, потому что детям интересно на моих уроках. И пока этот обоюдный интерес есть, я – учитель», – говорит Константин Шиловских.


для комментариев используется HyperComments