25 сентября 2018 г. 11:49:33

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Нитка к нитке. Какую роль играл пояс в жизни наших предков
Фото Анастасии Писаревской

Пояс имеет богатую и давнюю историю. Люди верили, что эта деталь одежды защищает, не пускает злые силы и оберегает от сглаза. Пояс – один из самых древних элементов костюма, несмотря на капризы моды, он продолжает служить человеку даже через века.

Из повара в ткачихи

В селе Кощеево Корочанского района пояса ткут и сегодня. Анна Немцева руководит кружком декоративно-прикладного творчества «Золотая ниточка» Кощеевского модельного сельского дома культуры. Уже три года она плетёт пояса на бёрде и учит этому местных ребят.

«Детям нравятся занятия, они приходят после школы. Даже мальчики-старшеклассники плетут», – уверяет Анна Семёновна.

В кружке занимаются 20 школьников. В маленькой мастерской на школьной парте разложены разноцветные пояса разной длины и ширины – это работы учеников. Каждый пояс оригинальный, ни один рисунок не повторяется.

«Этот пояс для девочки, которая ещё не вышла замуж, – говорит руководитель кружка, указывая на оранжевый пояс. – Замужние носили пояса сдержанных цветов, темнее».

На стеллаже лежат начатые изделия с нитями, продетыми в бёрдышко – так ласково Немцева называет приспособление для ручного ткачества. С виду оно напоминает гребень. Бёрдо – инструмент простой, Анна Семёновна сама его сделала, ученикам смастерили родители. Лере Осиповой бёрдо сделал папа из четырёх деревянных линеек и палочек от мороженого.

«Поначалу было трудно, не понимала, как работать с бёрдышком, поэтому плели вдвоём, одна протягивает челнок, другая поднимает и опускает бёрдо, – поделилась пятиклассница. – Но это интересно, я выступаю в русском народном ансамбле, к своему костюму сделала уже три пояса».

Анна Семёновна работала в школе поваром, потом заведующей столовой, но из‑за состояния здоровья ушла в Дом культуры.

«У коллеги увидела поясок на сценическом костюме, захотела сделать такой для внучки Алёны. Она поёт в ансамбле русской народной песни «Веретёнце», – говорит Немцева. – В 2016 году пояс стал брендом нашего поселения. Мне эта профессия по душе, я на пенсии, но всё ещё работаю».

В прошлом году мастерица сделала 20 поясов, а личный рекорд – один пояс за 12 часов.

Убереги от бед

Пояс был обязательной принадлежностью мужского и женского костюма. У каждого было не меньше трёх поясов. Тонкий, из двух скрученных ниточек, вязали женщины на нижнюю рубаху. Повседневный использовали все, а праздничные пояса отличались цветами и украшениями, они надевались в особых случаях.

«По поверью, в Кощеево новорождённому дарили поясок, который сопровождал и оберегал его от бед по жизни. К поясу относились как к крестику, – утверждает Анна Семёновна. – Традицию соблюдаем и сегодня. На фестивале «Плетись, плетись, мой поясок» одариваем новых жителей Кощеево поясами ручной работы».

Со стороны плетение пояса выглядит легко, но на деле это трудоёмкий процесс. Для начала в отверстия бёрдо вставляются нити, а свободный конец привязывают к неподвижному предмету. В кощеевской мастерской для этого используют опоры стеллажа. Второй конец будущего пояса привязывают к шнурку, который обвязывают вокруг талии. Дальше мастер одной рукой поднимает и опускает бёрдо, которое разделяет нити на два горизонтальных ряда, между ними протягивает челнок с ниткой.

«Важно, чтобы в челноке и по краю пояса нити были одного цвета, так легко скрыть ошибки и лучше смотрится пояс», – уточняет Немцева.

После каждого протягивания челнока мастер плотно прижимает нить к остальным, используя простую школьную линейку или специальный деревянный ножичек. Так нитка за ниткой вырисовывается узор, а с ним вырастает пояс. В зависимости от расположения нити в бёрдышке получается узор: от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов. Их плели из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных.

«Цвета для пояса подбирали яркие и контрастные, каждый нёс определённую информацию. Красный символизировал зарю, огонь, кровь, зелёный – красоту, доброту, природу, белый – духовное начало, чистоту, снег, чёрный – землю, покой, жёлтый – солнце, тепло, синий – воду, небо. Пояс нередко украшали надписями», – добавляет мастерица.

Уж замуж невтерпёж

В старину девушки с семи лет готовили себе приданое. Ткали больше 100 поясов: для себя и родственников жениха. Для свекрови готовили отдельный, самый красивый пояс. По длине изделия были разные, главное условие – чтобы человек обвязал тело два раза и концы пояса свисали на 20–40 см.

«На смотринах невесты пожилая женщина «читала» узоры поясов, объясняя значение каждого. Чтобы сказать жениху «да», девушка дарила ему пояс. Считалось, что магические свойства пояса скрепляли их союз. На свадьбе молодожёнов обвязывали поясом, соединяя в единое целое, к столу их вели связанных поясом за руки. Входя в дом жениха, невеста кидала пояс на печь, показывая, что теперь она новая хозяйка», – рассказывает Анна Семёновна.

На следующий день после свадьбы молодая жена шла к колодцу за водой, чтобы приготовить обед, на коромысло она вязала красный поясок. Перед уборкой в доме таким же поясом обвязывала веник.

«Неслучайно сегодня многие носят на запястье красную ниточку – это оберег от сглаза, – считает Немцева. – Но не только молодожёны верили в силу красного пояса. Им перевязывали первый сноп сена, а перед выгоном скота натягивали в воротах, через которые проходила корова, и клали пастухам в сумку».

Мужчины носили на поясе кошелёк или сумочку с табаком, кремнем, поэтому пояс плели прочный, шириной 10–12 см. Праздничные пояса для женщин ткали шириной около пяти см и украшали концы кисточками, помпонами, бубенчиками, косичками, бисером. Повседневный пояс не украшали, на концах оставляли распущенную бахрому.

«Пояс, как нательный крестик, не снимали. Считали, что ходить без пояса – грех. Отсюда слово «распоясаться», то есть вести себя неправильно. Человека, который без пояса появлялся на людях, ассоциировали с нечистой силой».


для комментариев используется HyperComments