Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 июня 2014, 10:33
 Евгений Ромашов 2967

Наши люди в Бразилии

Завтра стартует чемпионат мира по футболу

Наши люди в Бразилии Александр Кокорин
  • Евгений Ромашов

Завтра, а можно сказать, что и послезавтра в Бразилии стартует чемпионат мира по футболу. Дело в том, что матч открытия Бразилия – Хорватия начнётся в ночь с 12 на 13 июня.

Впрочем, нас больше волнуют два часа ночи 18 июня, когда сборная России выйдет на поле против команды Южной Кореи. Белгородчина надеется, что с первых минут на газоне стадиона в Куябе появится и наш земляк Александр Кокорин.

Сейчас об Александре Кокорине не пишет, не говорит и не помнит только неграмотный немой склеротик. Через несколько дней футбольная сборная России стартует на чемпионате мира, и главная надежда на прорыв южно-корейской (а потом бельгийской, а потом алжирской) обороны – наш земляк, 23-летний уроженец Валуек. Правда, в Москве форвард «Динамо» и сборной живёт уже столько же лет, как и на малой родине, но Белгородчина всё равно им гордится.

В канун старта сборной России на бразильском Мундиале мы наведались в Валуйки к первому тренеру будущей звезды Ивану Владимировичу Каверину, поговорили с ним о нём самом и о маленьком Саше, который в первом классе был действительно малого роста, и о Саше-подростке, который сделал валуйскую команду лучшей в области и в Черноземье в ностальгическом «Кожаном мяче». А также – о нынешнем Александре, который на связь давненько не выходит, и том, какими кажутся из Валуек и Белгорода наши общие бразильские шансы.

Впрочем, как в любой правильной повести, начнём со вступления и краткой биографии автора.

Каверин о Кокорине

Однофамилец писателя поведал не о двух капитанах, а об одном нападающем

Семь лет отмерь

Почти все слухи о первом тренере главного действующего белгородского футболиста оказались развесистой (или развешанной?) лапшой. В футбольных кругах областного центра кое-кто рассказывал о «брошенном старом тренере», другие – о «вывезенном в столицу вместе с родителями» наставнике.

«Старик» оказался только-только за пятьдесят, в прекрасной спортивной форме, за рулём престижного (не по районным меркам) авто – и вовсе не доживающим свой век искателем талантов, которому посчастливилось найти один-единственный самородок, пристроить его – и стать тихим рантье.

Стартовал Иван Каверин как футболист, тренер и селекционер с вынужденной задержкой. После спортфака БГПИ мог работать как минимум в Белгороде, но после смерти отца пришлось возвращаться в родное Тимоново (14 км от Валуек) – чтобы позаботиться о матери.

Тимоновский физрук за Валуйки играл в первенстве области и надоедал руководству с идеей создания футбольной группы в местной ДЮСШ, где были только волейбол с лёгкой атлетикой. В конце концов всех «достал» – и, числясь «легкоатлетом», начал тренировать первоклассников-футболистов. Семь тимоновских лет оказались нелишними – все эти годы параллельно рос до школьных и футбольных лет валуйчанин Саша Кокорин. Ну а потом траектории пересеклись – и в итоге вышло то, что вышло. Кстати, Кокорин отнюдь был не «первой ласточкой» молодого тренера.

Эту роль сыграл Николай Свеженцев, первым «переправленный» из Валуек в интернат московского «Спартака». А ещё был Алексей Щёткин, вместе с Кокориным пробившийся в интернат московского «Локомотива», и Дмитрий Тарабриков, не успевший заиграть в Белгороде, а также Каверин-младший, Евгений, залечивающий травму и не теряющий надежд заиграть в Москве.

А Каверин-старший те же семь лет проработал селекционером «Спартака» (опять же московского, а не валуйского «тёзки»). Впрочем, вернёмся к всенародной бразильской надежде, которую воспитывали всем миром. Нет, в семье у Саши проблем не было, а культ футбола был. Но кроме семьи (которая сейчас действительно в Москве) и тренера, конечно, была школа, куда нас Каверин и привёз первым делом.

 Отличник и девичий кумир

Мы сидим с первой учительницей Саши Светланой Георгиевной Мальцевой в том самом классе 
школы № 4, где они и встретились шестнадцать лет назад. Кокоринской парты, конечно, уже нет, зато шкаф «выжил» ещё тот, исторический. Может, он ещё и станет антиквариатом, если всё в Бразилии и далее пойдёт по плану. Ну а Светлана Георгиевна (спасибо которой за специальный приход, а вернее, возвращение с полдороги) даже не стала дожидаться первого вопроса:

– Учился только на «отлично». Озорной, чрезмерно подвижный был – и в то же время послушный и скромный…

– Но это же черты взаимоисключающие!

– В нём они как-то уживались. С первого класса – заводила у ребят и первый помощник учителя. Популярный среди девчонок – только его они принимали в свои игры.

– А что значит – ваш первый помощник?

– Лучше случай расскажу. Меня позвали на первый этаж к телефону, а первоклассник Саша остался за старшего. Только спустилась к телефону – а следом он идёт. – «Ты что это?!» – «К директору иду, а то они меня не слушаются!»

– Наши дети не очень любят тех, кто ходит к директору…

– А он ябедой никогда не был, просто такой суперответственный и самолюбивый. Даже в тетрадке исправишь – а он уже переживает всерьёз. Не любил ошибаться и проигрывать.

В родной школе Кокорин тоже не бывал давненько, хотя футбольный турнир на Кубок Кокорина здесь проводят регулярно. Да и традиция новогоднего мини-турнира с участием всех валуйчан-профессионалов потихоньку сходит на нет. Уж не знаю, как их тут привечали, но сам пару лет так и не получил обещанной спортивными чиновниками информации о ВИП-явке звёзд в районы. Кстати, не только насчёт Кокорина с компанией, но и насчёт Сергея Рыжикова из Шебекина, который тоже едет в Бразилию запасным вратарём. Впрочем, не будем о грустном, а вернёмся к каверинскому рассказу.

 

Иван Владимирович Каверин - тренер А.Кокорина.
Иван Владимирович Каверин - тренер А.Кокорина.
Фото Юрия Бограда

 Холерик – значит, нападающий

– Иван Владимирович, когда вы «разглядели» Кокорина?

– На второй год занятий. В первом классе они ещё одинаковые, на первые тренировки приходили с игрушечными пистолетами и автоматами. Кинешь мяч – бегут за ним, как стайка щенков. Саша был маленький, низкорослый, это он в старших классах вымахал. Зато скоро стало заметно: впитывает информацию, как губка, в хорошем смысле этого слова – фанатичный. Мы вместо положенных трёх тренировок в неделю проводили пять, и его только радовало. Говорят, ещё потом дома с отцом мяч гонял. От семьи вообще многое зависит. Одни послушали тренера на собрании, поняли, что ребёнок уже на подходе к не самой худшей и неплохо оплачиваемой профессии – и помогают в меру сил и возможностей. Другие – пропустили все слова мимо ушей и личным отрицательным примером учат чадо совсем другому. А их мальчик, может быть, был куда талантливее.

– В нападающие Сашу сразу отрядили?

– Разумеется: взрывной, скоростной, по темпераменту – холерик.

– Не пробовали закалить его игрой за группы на год-другой постарше?

– Наоборот, старался поберечь, ведь в играх со старшими легко сломаться, получить страх перед болью, потерять уверенность. Может, кому-то это и не помешало бы, но не Кокорину. Он всегда рос постепенно, а прогрессировал, когда команда поднималась на новый уровень, и играл тем лучше, чем престижнее турнир.

– Правда, что Саша не попал в группу подготовки «Спартака», потому что ему на просмотре футболку с ромбиком не дали и он обиделся?

– Скорее анекдот. Хотя правда не дали, и я ему специально в офисе клуба достал и подарил. На самом деле, чтобы попасть в самую популярную команду страны, нужен не только талант, но и везение. В «Спартаке» в те годы часто менялись тренеры, иногда «нефутбольные» критерии выбора были важнее. «Локомотив» был как-то постабильнее, посемейнее что ли. Кстати, никто не вспоминал потом наши спартаковские попытки. Когда Александр заблистал в «Локо», меня признали «крайним» – и это стало одной из причин непродления контракта со «Спартаком».

Помню набивание носка

– Может, Кокорин стать открытием этого чемпионата мира?

– Мне трудно судить – я сейчас далёк от футбольных информированных кругов и от самого Александра. Конечно, он остался таким же неординарным, не очень-то влезающим в общие шаблоны. Ему очень нужны понимание и поддержка, коллективный кураж.

– Нынешняя сборная может это дать своему лидеру атаки? Предположите хотя бы, как болельщик-профессионал…

– Если эта сборная выйдет из группы, это будет несомненным успехом. Подъём ещё выше – чудом. Если оно случится – Кокорин будет одним из его творцов.

– Какой случай из карьеры юного Кокорина вам врезался в память?

– Отвечу не то, что ждёте... Как-то раз мы по пути в Москву заночевали в гостинице Тульской области. Мяча не было, и я придумал соревнование – «чеканку»… набитым тряпками носком. Сначала я набил восемь раз, потом Сашка завёлся, пока не повторил. Я довел счёт до десяти, он упёрся – и не ложился спать, пока не догнал. Угомонились к полуночи.

– Иван Владимирович, неужели не встрепенётся ретивое и не заставит вас вернуться к тренерской профессии, к селекционной работе?

– Загадывать не берусь, но пока держу паузу. Здесь тихая, спокойная жизнь, а креативные люди и идеи чаще всего не востребованы. Время покажет, смогу ли я найти в себе силы ещё раз менять судьбу, открывать «второе дыхание».

Обещаю комментарий

– Даже не задаю глупых вопросов типа «Будете смотреть весь чемпионат мира?». Можно рассчитывать хотя бы на комментарии игры вашего питомца после матчей сборной России?

– Если он будет играть во всех групповых матчах – обещаю три комментария.

– А четвёртый?

– Из суеверия не обещаю – иначе точно не понадобится!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×