«Это уже третий современный пункт пропуска в области, который построен в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации 2003–2010, – рассказал первый заместитель начальника Белгородской таможни Игорь Алейников. – Чуть раньше открылись МАПП «Шебекино» и «Ровеньки».
Современные здания нового МАПП «Грайворон» раскинулись на 13 га земли. Это, но словам Алейникова, в четыре раза больше, чем площадь старого пропускного пункта.
«Таким образом, мы увеличили нейтральную полосу между нами и соседней Украиной, – объясняет Алейников. – Кроме того, новый МАПП сможет теперь пропускать до 500 машин в сутки. Для этого построены по пять полос движения на въезд в Россию и выезд на Украину. Также появились две отдельных полосы для грузовых автомобилей и одна полоса для автобусов».
К сожалению, как отметил Игорь Алейников, пассажиропоток в последнее время существенно снизился.
«За сутки в прежнее время проходили до 200 машин, – уточнил он. – А нынче не больше десяти».
МАПП «Грайворон» оснащён по последнему слову техники.
«Нам не стыдно за новый пункт пропуска,– заявил директор Белгородского филиала ФГУ «Росгранстрой» Евгений Ивахненко. – Здесь есть современные электронно-весовое оборудование, системы радиационного контроля, рентгенотелевизионная аппаратура и мобильный инспекционно-досмотровый комплекс. В общем, всё необходимое для полноценной работы белгородских таможенников».
Действительно, одиноко стоящий в 200 м от нового пропускного пункта его предшественник навивает грустные мысли. Ржавый навес, какая-то будка, покосившийся шлагбаум. В том, старом пункте пропуска не было воды, канализации и отопления. Грелись пограничники буржуйкой и электрообогревателями.
«Сейчас мы словно на другой планете, – восторженно рассказывает Игорь Алейников. – Обогревает МАПП своя котельная, электроэнергию даёт своя подстанция, система водоочистки тоже автономная. Здесь удобные боксы для углублённого досмотра автотранспорта, здание кинологической службы, павильоны таможенного и пограничного контроля».
На МАПП «Грайворон» есть, кстати, свой автовокзал, в зале ожидания – новенькая мебель, ещё запакованная в плёнку. Но самое главное – здесь есть туалеты, один – для инвалидов. На старом пункте пропуска люди бегали в кусты.
«Автовокзал, к сожалению, пока простаивает, – посетовал Алейников. – Нет автобусов с туристами. – Но мы не отчаиваемся. Верим, что нынешнее лихое время пройдёт и отношения между нашими странами наладятся. Вот и пригодится новый МАПП.
Пункт пропуска, кстати, проектировался и строился ещё до всяких революций в соседней Украине. Поэтому в него закладывалась большая пропускная способность и возможность совместного размещения с украинскими коллегами.
«Мы, кстати, на МАПП «Шебекино» сделали всё, чтобы работать с украинскими таможенниками на одном пункте пропуска, – вспоминает Игорь Алейников. – Даже оптико-волоконный кабель связи на сопредельную территорию протянули. Но не судьба, видимо. Хотя мы всегда готовы принять своих коллег и предоставить им рабочие места».
К сожалению, это возможно лишь в перспективе. Так, из-за уменьшения пассажиро- и товаропотока с Украины на пропускном пункте «Грайворон» будет работать лишь 21 сотрудник таможни. А штатная его численность – 80 человек. «Да и этого, наверное, много будет, – объяснил Алейников. – В этом году мы сократим 150 сотрудников. Времена нынче сложные».
«Закрывайте шлагбаумы на старом пункте пропуска, – прозвучало в таможенной рации. – Всех теперь направляйте на новый МАПП».
Минут через 20 появилась первая машина с харьковскими номерами.
«Ой, только не надо меня фотографировать, – попросил пожилой водитель. – Я стесняюсь».
Стеснительный мужчина по имени Анатолий ехал от белгородских родственников домой в Харьков.
«Вот же пункт отгрохали! – сказал он, с восторгом оглядывая новые здания МАПП «Грайворон». – А у нас вагончик старый, да и вообще…»
Анатолий махнул рукой, ему поставили печать в декларации, и он уехал на свою родину. К старому вагончику…