• 63,92 ↓
  • 67,77 ↓
  • 2,44 ↓
22 декабря 2015 г. 14:20:46

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
 «Мы не заинтересованы в получении разовой прибыли от продажи земель»
Юлия Выродова

В Белгородской области кардинально изменили подход при распределении земель для предпринимателей. Теперь для особенных проектов участок можно получить в три раза быстрее и без торгов. О том, что дадут изменения, кто воспользовался новшеством и какие проекты можно считать «особенными», «Белгородским известиям» рассказала первый заместитель начальника департамента имущественных и земельных отношений Юлия Выродова.

– Итак, теперь застройщики и инвесторы будут получать землю намного быстрее?

– Да, в конце прошлого года мы начали создавать правовую базу, которая позволила бы нам ускорить все процедуры предоставления земельных участков для инвестпроектов и социальных инфраструктурных объектов. Принят закон № 354 от 03.04.2015 г., который оговаривает, что юридическим лицам могут предоставлять в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в упрощённом порядке, т. е. без проведения торгов. Для этого внесли изменения в правовые акты, регулирующие работу Инвестиционного совета при губернаторе, утвердили регламент рассмотрения ходатайств по таким участкам. Кроме того, департаментом рекомендованы максимально сокращённые сроки предоставления муниципальных услуг в сфере распоряжения земельными участками.

До 90 дней

Теперь на всю процедуру от первого обращения заявителя и до заключения договора аренды уходит до 90 дней, раньше – около девяти месяцев. Очень много времени занимали как раз проведение торгов, подготовка аукционной документации, и длительный процесс предшествовал самому принятию решения о проведении аукциона, поскольку обязанности принимать решение о проведении торгов у органов местного самоуправления не было. Новый порядок предполагает, что рассматривается именно сам инвестпроект, его масштабность и значимость для территории.

Торги выигрывает тот, кто предлагает наивысшую цену. С точки зрения пополнения местного бюджета это хорошо, но были случаи, что торги выигрывали, а потом этот участок не осваивался или владелец перепродавал своё право аренды. А мы и органы местного самоуправления заинтересованы не в получении разовой суммы от продажи участка или аренды, а в том, чтобы участок был вовлечён в экономический оборот, чтобы на нём создавались рабочие места, а бюджет получал постоянные налоги в виде разных отчислений, а не только земельных платежей.

Должны соответствовать

– Понятно, что получить землю без торгов хотят многие, и тут нужен отбор участников. Кто может рассчитывать на получение участков в упрощённом порядке?

– Это происходит по распоряжению губернатора только в двух случаях. Во-первых, под социально-культурные и коммунально-бытовые объекты. Во-вторых, инвестиционные, которые должны отвечать определённым требованиям.

Что касается социально-культурных и коммунально-бытовых объектов, то они должны соответствовать приоритетам и целям программ социально-экономического развития области. Потенциально это могут быть объекты ЖКХ, частные детские сады, больницы. Инициативы со стороны бизнеса уже были, а в законодательстве для таких случаев был пробел, хотя объекты как раз отвечают задачам, которые государство ставит в программах социального развития. К примеру, оказание высокотехнологичной медицинской помощи предполагает развитие как государственной сети здравоохранения, так и частных клиник. И вопрос был открыт: как им выделять землю для конкретного проекта. Ведь на торги могли приходить лица совершенно не заинтересованные в появлении такого объекта, просто видя, что предлагается участок земли, естественно, оценочная стоимость земли под такой социальный объект невысокая. И были случаи, что обещали построить, например, частный детский сад, а в итоге строили нежилое помещение общего назначения. Сейчас мы рассматриваем конкретные проекты, видим, что хотят строить, получаем заключение отраслевого органа, что этот объект будет востребован. То же самое в сфере коммунального хозяйства – объекты, связанные с водо-, электро– газоснабжением.

По инвестпроектам закон предусматривает две группы. Первая – это крупные проекты, одобренные Инвестиционным советом при губернаторе. Тут подразумевается, что, вложив 10 и больше миллионов рублей, инвестор создаст как минимум 10 новых рабочих мест, а в бюджет ежегодно будет поступать 500 тысяч рублей. Вторая группа – комплексное освоение под индивидуальное жилищное строительство. Это значит, что организация берёт массив земель, на котором возможно жилищное строительство – от 30 гектаров, чтобы можно было построить полноценный микрорайон. Инвестор разрабатывает планировку, рассчитывает, какие социальные учреждения должны быть, какое необходимо инженерное обустройство, дороги. Он берёт на себя обязательства сформировать участки, предоставить их под жилищное строительство и построить необходимую инфраструктуру. Потом эти объекты, если они созданы за счёт его средств, а не за счёт средств эксплуатирующих организаций, инвестор должен отдать в муниципальную собственность. Выгода инвестора в том, что он получает большой массив земель и, выполнив определённые работы, продаёт участки, покрывая свои расходы.

– Где в области есть такие территории?

– В Белгородской агломерации большая часть земель либо у Белгородской ипотечной корпорации в резерве, либо принадлежит частным собственникам. А в районах, где БИК не очень активен, возможно, найдутся люди, которые готовы взять на себя обязательства. Пока заявок не поступало, но возможность теперь для такой формы работы есть.

Инвестресурс

– Сколько гектаров земли, которая сейчас в государственной и муниципальной собственности, область готова выделить на новых условиях?

– Мы можем говорить о землях в черте населённых пунктов, которые не застроены и не отнесены к землям общего пользования. Они – инвестиционный ресурс для таких целей. Ориентировочно это не менее пяти тысяч гектаров.

– Сколько инвесторов уже получили землю без торгов, и что на этих участках строится?

– Участки предоставили под восемь инвестпроектов. Первые проекты, которые заявлены по такой схеме, касались социально-культурной сферы: новый нейро-ортопедический медцентр на территории городской больницы № 2, ортопедический реабилитационный центр для людей с ограниченными возможностями на территории мультипарка, строительство домов для детей-сирот, ведомственный жилой дом для сотрудников учреждений здравоохранения.

Ещё три проекта прошли сито инвестсовета при губернаторе и получили его одобрение. Это строительство второй очереди промышленного парка «Северный», рекреационная зона в селе Шагаровка Белгородского района и тепличный комплекс в Старом Осколе.

– На недавнем круглом столе по вопросам землепользования начальник департамента Валерий Шамаев заострил внимание на том, что поступает много заявок от инвесторов, которые хотели бы получить землю в упрощённом порядке под объекты торговли, с которыми и так перебор. Не планируется ли изменить подход к таким проектам?

– Да, все последние заявки на инвестсовет касались торговых точек. Это разные магазины, есть и нестандартные идеи, а есть и обычные торговые центры. Их поддержали органы местного самоуправления, но когда мы говорили про инвестпроекты, то хотелось бы видеть, прежде всего, производства в сфере АПК, лёгкой промышленности и других отраслях, т. е. то, что потом принесёт больший эффект. Магазины – чисто коммерческая деятельность, их и так много и, наверное, не очень рационально ограниченные ресурсы государственной муниципальной собственности опять предоставлять под магазины. Наверное, для торговых объектов мы вернёмся к конкурсным процедурам торгов, потому что здесь можно получить больший экономический эффект для бюджета, а поддержку должны получать инвестпроекты, связанные с созданием производств.


для комментариев используется HyperComments