19 марта 2018 г. 11:33:56

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Мода на унимото. Как гонять на одном колесе
Фото Владимира Юрченко

Корреспондент «СпортСмены» побывал на первом в истории Белгородской области фестивале унимото и узнал, в чём смысл этого действа.

В конце февраля в Белгородском районе прошли гонки на унимото – одноколёс­ных мотоциклах. «Зимой? – спросите вы. – На одноколёсных мотоциклах?!» Да, всё было именно так, мы ничего не перепутали. Подобных фестивалей в России всего четыре, причём ближайшие к нам – аж в Самарской и Тверской областях. На них собираются любители мотоциклов со всей России, приезжают гости из‑за рубежа. А главным событием этих фестивалей становятся гонки по снегу на мотоциклах с одним колесом.

Впервые в Белгороде

Фестиваль унимото Winterhogs придумали провести в белгородском отделении мотоклуба Steel Hogs МСС. Оно открылось 2 сентября прошлого года, и ребятам надо было как‑то заявить о себе. Поэтому члены клуба решили организовать фестиваль унимото, благо есть на кого равняться. В Самаре такой фестиваль под названием Snow Dogs проходит с 2004 года, а несколько лет назад нечто похожее стали проводить и в городе Бежецке Тверской области.

«Ехать туда всё‑таки далековато. А мототоксикоз зимой даёт о себе знать. Ориентировались на тверичей. Они в первый раз собрали на соревнования четыре болида, а у нас заявились целых семь», – рассказывает руководитель белгородских Steel Hogs МСС Станислав Матюхин.

Олег Сайганов.
Олег Сайганов.
Фото Владимира Юрченко

Погода – дура!

Фестиваль решили провести на поляне в селе Севрюково. Местная администрация без проблем выдала разрешение на проведение мероприятия и выделила под эту затею необходимый участок земли.

«Мы думали над форматом, возникали мысли провести классический дрэг-рейсинг с двумя участниками в заезде. Но отказались от этой идеи – слишком опасно. Всё‑таки все пилоты впервые ехали на таких аппаратах, риск столкнуться был велик», – делится соображениями Матюхин.

В итоге гонки прошли в одиночных заездах. Участники делали по три попытки, лучшая шла в зачёт. В итоге на старт вместо семи заявившихся участников вышли всего четыре пилота. В этом виновата излишне морозная погода (на улице в день соревнований было −15 градусов. – Прим. ред.), неопытность пилотов и трасса, которую не получилось сделать идеально ровной (в этом опять‑таки виноваты погодные условия).

«Когда мы осенью планировали дату мероприятия, то рассчитывали на типичный в последние годы конец февраля: уже теплеет, но снег ещё остаётся. А тут ударили морозы. Грейдер, который мы вызвали очистить трассу, смог только борта безопасности сделать – его нож плохо брал промёрзшую землю», – расстраивается организатор.

Из‑за кочек заезды стали более зрелищными, ведь пилотам было непросто удержаться на болидах. Некоторых уносило в сторону ещё на старте, и вместо 31 метра они проезжали больше. Потому что трассу пересекали по диагонали.

Фото Владимира Юрченко

Не пошло – не поехало

Перед соревнованиями у одного из заявившихся мотоциклистов слетела цепь с колеса, а ещё двое, включая самого Станислава, не смогли завести двигатели на морозе.

«За день до соревнований я приварил к колесу металлические лопатки, а уже перед выездом проверил их в деле во дворе. Они погнулись, и мне срочно пришлось приваривать перемычки. Так и поехал, – объясняет причину своего фиаско Матюхин. – Мотор за это время замёрз, хотя в тёп­лом гараже заводился отлично. На то, что он заведётся здесь, я особо и не рассчитывал, – вёз его больше для антуража. Это удалось – дети с ним фотографировались».

Золотистый унимото президента белгородского филиала Steel Hogs и вправду привлекает внимание. Как и два мини-снегохода Артёма Сталкера Черепинина. Он собрал их своими руками, а на фестивале давал покататься всем желающим. Маленький снегоход выдержал даже здоровяка весом под центнер. Здесь же катали всех желающих в ванне с полозьями, жарили шашлыки и играли рок. В общем, получилась эдакая зимняя народная забава с мотоуклоном.

Фото Владимира Юрченко

Не подготовились

На белгородский фестиваль приехали гости из Курской, Воронежской, Орловской и Московской областей.

«Мы не ожидали, что придёт столько зрителей! Когда всё это затевалось, то думали, что будет просто тусовка мотоциклистов, благо тут день рождения белгородских «Ночных волков» совсем рядом. А приехали человек 300! Так что с парковкой мы не рассчитали, уж извините», – оправдывается Станислав Матюхин.

Пилоты, которые впервые участвовали в подобных заездах, искренне недоумевали, почему они не пробовали такого раньше. Ведь на унимото можно кататься и летом – для этого нужна лишь ровная площадка. Хотя в летнем виде есть свои сложности, например с обеспечением безопасности.

«Сейчас мы сделали защитные борта из снега, и мотоциклы в них застревают. А летом надо будет придумывать, чем заменить снег. Можно попробовать сделать защитные «брустверы» из покрышек, так даже красивее будет. Это будет уникальное для России соревнование, ведь у нас унимото проводят только зимой. Когда к нам приезжал организатор самарского фестиваля Дмитрий Горбунов, то он поднапрягся, когда услышал о наших планах. Думаю, что на летнее унимото приедут мотоциклисты со всей страны».

Фото Владимира Юрченко

«Мы в унимото давно!»

Олег Сайганов из белгородского «Ордена свободных туристов «Мустанги» выиграл заезд в классе F (мотоциклы «Днепр» и «Урал». – Прим. ред.), показав лучшее время – 3,23 секунды. Эту же коман­ду представляли Сергей Колесников и Анатолий Ахременков. «СпортСмена» задала унимотоциклистам несколько вопросов.

— Давно вы в унимото?

Сайганов: Да мы им уже целый месяц занимаемся! Парни решили провести фестиваль, а мы – в нём поучаствовать.

Колесников: Посидели пару недель, подумали, как его собрать. Можно было справиться и быстрее, но подошли к этому с головой, чтобы было безопасно и чтобы техника не переворачивалась. Сегодня, как вы видели, многие вылетали, ноги соскакивали.

— Из чего собрали аппарат?

Сайганов: Сделали его на базе «Урала», а раму взяли от другого тяжёлого мотоцикла. Переднюю часть Анатолий Ахременков сделал. Уже практически готовую её к нам привёз.

Колесников: В гаражах собрали всё, что могло хоть как‑то пригодиться, – трубы, металл разный, уголки, смастерили лыжи. Всё это резали, варили и, приправив крепким словцом, в итоге пришли к единому консенсусу. Вот такой интересный аппарат у нас и получился.

— Опыт постройки чего‑то подобного у вас был?

Сайганов: У нас в городе такое проходит впервые, в России тоже не распространено. Чертежей не было. Резали, пилили и варили методом проб и ошибок. В итоге наша «Беда», которой мы дали 13-й номер, получилась универсальной. Она может и по кочкам, и по ровной поверхности ездить. Если бы раму сделали короче, то тут бы наш байк не поехал. Мы же сварили её настолько длинной, насколько позволил регламент соревнований. Объём бака не должен превышать трёх литров, поэтому мы приколхозили бачок от бензопилы. В общем, всё делали как положено: по канонам унимото готовый аппарат не должен стоить больше 100 долларов.

Колесников: О людях тоже подумали. Сиденье, которое здесь вообще не нужно, приспособили для антуража. Зато теперь на нём людям удобно фотографироваться!

Фото Владимира Юрченко

— Как пилота выбирали?

Колесников: Вот я, например, слишком большой, Анатолий – слишком лёгкий, а Олег – в самый раз. Так и выбрали.

Сайганов: И по годам я самый старший, уже многое повидал.

— Как вы управляете этой штукой?

Сайганов: Главное – тронуться, а дальше оно уже само едет. Важно крепко держаться. Мотоцикл управляется правильным балансированием. Ноги работают как пружины: если стоять прямо, то выкинет.

— Сколько раз падали на тренировках?

Сайганов: Как‑то хотел развернуться, наступил на лыжу, соскользнул – и пришлось догонять аппарат. Ребята говорят, что было красиво. Падать не падал. А на соревнованиях самое главное – это безопасность. Здесь же люди смотрят, скорость приличная, надо суметь не въехать в толпу. Эта штука тяжёлая – около 200 кг весит.

— Планируете ещё на ней кататься?

Сайганов: Я стал байкером на старости лет. Балдею от этого. Езжу на чоппере. А так у меня полный дом мотоциклов разных марок. На этом будем летом ездить. Выявили несколько косячков, уберём их, сделаем ещё безопаснее. У унимото безопасность – на первом месте. На втором – участие. Победа – на третьем. А так вообще встретились пообщаться. Приятно, я доволен. Мороза не чувствуешь, выходной день – красота! Да и людям подзарядили батарейки.

— У унимото в Белгороде есть будущее?

Колесников: Думаю, найдутся те, кто ещё такое захочет сделать. Нам, например, очень понравилось.

Сайганов: Лучше заниматься техническими видами спорта, чем тем, чем занимается молодёжь. Всё, что я умею, я взял из технических кружков, которыми ещё в детстве занимался: от судомодельного до радиотехнического.


для комментариев используется HyperComments