• 63,91 ↑
  • 68,50 ↓
  • 2,46 ↑
19 октября 2015 г. 15:09:52

Корреспондент «Белгородских известий» выясняет у эксперта, как научить ребёнка распоряжаться деньгами

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Мама, купи!
Фото с сайта http://bykvu.com/

«Хочу! Хочу! Хочу!» – орёт карапуз и плюхается на пол в магазине. Что делать в этой ситуации? Как разъяснить ребёнку, что деньги не падают с неба, как научить его тратить грамотно и при этом не вырастить бездумного потребителя?

Карманные деньги

«Не обсуждаем мы с детьми финансовые вопросы, всё, что касается этого пункта, сводится к «Мам, дай денег» – и ответам: «Возьми» или «Денег нет». Без объяснений, – говорит психолог, руководитель белгородского Тренингового центра бизнес-коммуникаций Стелла Фролова. – А разговаривать с детьми необходимо всегда, и чем раньше мы начинаем воспитывать у ребёнка экономическую грамотность, тем раньше формируем у него правильное отношение к деньгам».

С чего начать этот трудный разговор? Стелла Фролова советует приобщать ребёнка к планированию расходов, объясняя, какие траты обязательны (ЖКХ, налоги, покупка еды и лекарств, одежды), а какие второстепенны (развлечения, предметы роскоши). Познать это ребёнок может только на опыте родителей, поэтому берите детей с собой в магазин, предварительно составив вместе список покупок и чётко следуя ему.

К шести-семи годам, когда дитя станет более осознанно относиться ко многим понятиям и уже научится считать, ему можно и нужно выдавать карманные деньги.

«Только на своём опыте управления деньгами они научатся их тратить или копить на что-то дельное», – продолжает Стелла Фролова.

Среди основных родительских ошибок – отсутствие постоянства: сегодня получили зарплату – дали много, а завтра денег нет – не дали вовсе. Такая стихийность не позволяет воспитать в ребёнке финансовую дисциплину, спланировать ежедневные траты или отложить в копилку.

Кстати, накопительство – это первый этап на пути к разумной экономии. Но к этой идее ребёнка нужно подтолкнуть, помочь подсчитать, сколько нужно откладывать, чтобы накопить на желаемую вещь. Если она очень дорогая, то можно договориться о том, что ребёнок сам накопит треть или половину стоимости, а остальное вы добавите.

«Обсуждая тему карманных денег, нужно сказать ребёнку, что теперь он взрослый, ведь только взрослые люди могут распоряжаться деньгами. При этом у них есть не только права, но и обязанности, – продолжает Фролова. – Постепенно расширяйте зоны ответственности ребёнка, включая в список расходов его личные нужды: школьное питание, дни рождения друзей, походы в кино. Это поможет ему оптимизировать свои расходы и покажет, на чём можно сэкономить».

Тупиковые вопросы

«Предки, а давайте вы будете мне платить за пятёрки».

Многие родители не просто дают ребёнку карманные деньги, а заставляют их зарабатывать хорошими оценками, поведением, выполнением домашней работы.

«Это очень опасно, нельзя этого делать, – уверена Стелла Фролова. – Таким образом вы закладываете ему уродливую систему ценностей, в которой любое добро имеет свою цену, но не человеческую ценность. Поэтому никогда не отождествляйте деньги с правильными, хорошими поступками».

– Мама, хочу эту игрушку!

– Да она стоит пять тысяч рублей, это дорого!

– Ну и что?!

«Дети не понимают «дорого», «дёшево», сначала объясните им, что такое семейный бюджет и почему какие-то вещи в него не вписываются или возможны только в том случае, если копить будет вся семья, в том числе и ребёнок будет откладывать из своих карманных денег. Вы их тоже включаете в статью расходов, тем самым пробуждая в ребёнке чувство ответственности, он становится финансовым соучастником и понимает: чтобы накопить на игрушку, телефон, велосипед, можно отказаться от трат на чипсы и всякую ерунду».

– Пап, мне нужно 10 тысяч на планшет!

– Ого, у меня зарплаты не хватит на твои хотелки!

– Ну почему ты так мало зарабатываешь?

«У нас в семье были времена, когда доход был очень маленький. Я всегда говорила своим детям, что зарплата маленькая, потому что я недостаточно много знаю и умею. Не обвиняла страну, правительство, президента, а начинала разбор с себя. Я получила второе высшее образование, у меня начался карьерный рост, дети это видели и понимали, как моё образование влияет на степень доходности. Поэтому ваш заработок – это показатель вашей личной и профессиональной эффективности, и больше никак. Никогда человек, который много знает и много умеет, не будет зарабатывать 10 тыс. рублей в месяц, потому что чем более развиты мы интеллектуально, тем больше мы зарабатываем».

«Мама, купи!!!»

«Если случилась истерика в магазине, надо поднять малыша с пола, присесть рядом с ним на корточки, чтобы оказаться на одном уровне с его лицом, и очень спокойно сказать: «Я не могу купить тебе это сегодня, потому что у меня в кошельке нет денег». Важно не просто сказать: «Я это тебе не куплю!» – а чётко обосновать причину: потому что нет денег. Если ребёнок продолжает вопить, мама спокойно, как мантру, повторяет по кругу: «Я была бы рада сделать тебе подарок, но у меня нет денег. Тётя-продавец не даст нам это без денег, а у меня их нет». Спокойно расплатиться за свои покупки и показать ребёнку, что мама его не обманывает, а денег действительно нет».

Начни с себя

Финансовое воспитание – процесс долгий и сложный, порой родителям самим не хватает знаний в этой области. Тем, кто готов начать самообразование, Стелла Фролова рекомендует «Книгу будущего миллионера» Джеффри В. Бэйли, которая подойдёт для совместного прочтения с шестилетними малышами. Для детей постарше – «Деньги и дети» Евгении Блискавки, «Деньги и дети: что разрешать, как запрещать, к чему готовиться» Катерины Дёминой и «Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера. Для 12-летних подойдёт «Начинающий инвестор» Гейла Карлица и Дебби Хониг.


для комментариев используется HyperComments