• 58,46 ↓
  • 69,18 ↓
  • 2,18 ↓
19 июня 2017 г. 10:56:32

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Кубок Фроловой. И этим всё сказано
Римма Фролова. Фото Юрия Бограда

В мировой практике редки случаи, когда небольшие местные спортивные соревнования вырастают в грандиозный международный турнир, на который почитают за честь приехать спорт­смены из других регионов и стран. У Белгорода получилось. Потому что у него есть Римма Фролова.

Студентка, комсомолка и просто красавица

Именно такой приехала в Белгород выпускница Горьковского физкультурного техникума Римма Матяш. Было ей 19 лет. И в спорт она пришла, можно сказать, не по своей воле. Львовское музыкально-педагогическое училище пришлось бросить на третьем курсе – отца-военного переводили в Горький, и семья уехала с ним. В Горьком музучилища не было, зато был техникум физической культуры. К тому времени Римма неплохо играла в баскетбол и волейбол, но серьёзно спортом не занималась. А чтобы поступить в техникум, нужно было уметь плавать, кататься на лыжах и коньках… Но Римма и не думала отступать. Сказала себе: «Смелость города берёт!» – и стала одной из лучших студенток. В техникуме впервые и узнала о художественной гимнастике. И когда её по распределению направили работать в Белгород, специалист по спортивным играм (по диплому) и творческий человек и педагог (в душе) Римма Матяш решила набрать девочек в секцию гимнастики.

«Белгород – город довоенной юности моего отца. Здесь в 1941 году был расстрелян мой дед Алексей Матяш – коммунист, железнодорожник, отказавшийся служить фашистским оккупантам», – вспоминает Римма Фролова.

Удивительно: как ей, знавшей о гимнастике совсем немного, никогда ею не занимавшейся, удалось создать школу художественной гимнастики такого высокого уровня, что белгородские спортсменки успешно конкурируют с ведущими гимнастками страны? А ведь сумела! Училась сама, учила детей, учила тренеров. Правда, ту гимнастику, что была в 60–80-х годах, она любит больше.

«Тогда это была действительно художественная гимнастика: пластичная, много внимания уделялось хореографии, эмоциям. А сейчас в гимнастике появилось много сложных элементов, а художественность её постепенно ушла», – сетует Римма Павловна.

Музыкальное образование и умение танцевать очень помогли ей и в тренерской работе: музыку для упражнений она подбирала, учитывая характер и темперамент девочек-гимнасток.

Воспитанницы Риммы Фроловой (1960-е годы).
Воспитанницы Риммы Фроловой (1960-е годы).
Фото из личного архива

Тренер, мама и бабушка

Когда началась война, Римме было шесть лет. Её семью эвакуировали в Казахстан. Судьба хранила её даже в самых экстремальных ситуациях. Эшелон, в котором маленькая Римма ехала в Джамбул, несколько раз обстреливали фашисты. Многие вагоны поезда были взорваны, но её семья доехала до места эвакуации целой и невредимой.

В начале 90-х годов Римма Фролова попала в страшную автокатастрофу: под Белгородом перевернулся автобус, в котором ехали дети из спортивной школы и их тренеры. Несколько девочек погибли. Римму Фролову и ещё несколько человек выбросило из окон, и они отделались лишь ушибами. А тренер по спортивной акробатике Вера Калинина, которая сидела недалеко от Фроловой, погибла… Сегодня в Белгороде проводят турнир по спортивной акробатике памяти Веры Калининой.

Судьба хранит её и сейчас: справив в 2014 году своё 80-летие, Римма Фролова и не думает уходить из спорта. Каждый день она идёт на любимую работу – в спортзал белгородского Центра молодёжных инициатив. Для маленьких гимнасток она и тренер, и воспитатель, и мама, и бабушка. Фролова убеждена, что гимнастка должна быть не только красивой, но и образованной, воспитанной, элегантной; не только должна уметь делать сложные элементы, но и знать основы правильного питания и здорового образа жизни.

Тамара Глотова, Валентина Лихобаба и Римма Фролова.
Тамара Глотова, Валентина Лихобаба и Римма Фролова.
Фото из личного архива

Краски и альбомы

Послевоенные годы, разруха. О спортзалах и площадках приходилось только мечтать – и всё же у детей было огромное желание заниматься спортом и творчеством. Едва проходил слух, что где‑то открылись секция или кружок, ребятня тут же бежала туда записываться.

«Мне для спортивного кружка выделили комнату в старом, уцелевшем от бомбёжек здании Дома пионеров. Рядом с нами занимались юные судо- и авиамоделисты. Было тесно, пахло столярным клеем, краской и свежей стружкой. Но надо было начинать! И в наш кружок потянулись девчонки… – вспоминает Римма Фролова. – Мне в жизни везло: всегда находились люди, готовые помочь. А трудности? Конечно были! И мы их преодолели».

В 1979 году областная молодёжная газета «Ленинская смена» писала:

«Как‑то Римму Павловну спросили о её самом заветном желании. Ответ был неожиданным. Прежде всего, ответила она, чтобы дети занимались художественной гимнастикой с раннего детства в детских садиках и школах. Ведь смешно надеяться без этого на грациозность учениц седьмого класса, как того требует теперешняя школьная программа»…

Это сейчас в гимнастику приходят малышки трёх-пяти лет, а во времена юности Риммы Фроловой заниматься начинали и в 12, и в 14 лет.

Тамара Суворова с воспитанницей.
Тамара Суворова с воспитанницей.
Фото Юрия Бограда

«На первое занятие в секцию девочки пришли, не понимая, что это за вид спорта. Некоторые даже принесли с собой краски и альбомы – подумали, раз гимнастика художественная, значит, будут художества. Было много пухленьких и не очень фактурных девочек – сейчас таких в гимнастику и не взяли бы… Но мы не смотрели на возраст, рост, вес и объём талии. Очень хотелось сделать из этих гадких лебедят красивых, грациозных принцесс», – вспоминает она.

Для тех юных гимнасток их тренер – молодая красивая женщина, в меру строгая, но очень душевная – стала эталоном женской красоты. Все девчонки хотели быть похожими на Римму Павловну.

«Мы были просто влюблены в неё. В её руки, глаза, походку. Мы познавали жизнь через неё. Мы копировали её жесты, речь, так хотелось быть на неё похожими!» – рассказывает Тамара Глотова (сейчас – Суворова), одна из первых воспитанниц Риммы Павловны, первый белгородский мастер спорта СССР по художественной гимнастике.

К слову, в 2014 году Тамара Леонтьевна тоже отмечала юбилей – 70 лет. Римма Павловна помог­ла организовать красивый и душевный праздник. Они – две легенды белгородской художественной гимнастики – вместе стояли на сцене, на глазах – слёзы…

А первой чемпионкой СССР в середине 1960 х стала пухленькая и обаятельная Валя Лихобаба. Сейчас педагог белгородского педколледжа с более чем 30-летним стажем Валентина Калугина (фамилия в замужестве. – Прим. ред.) – тренер белгородской группы чирлидинга «Лидер». Это её девчонки заводят зрителей на матчах волейбольного «Белогорья».

Полина Спесивцева.
Полина Спесивцева.
Фото Юрия Бограда

Кубок Белогорья

В 1960–80-х годах в Белгороде проводили статус­ные всероссийские и всесоюзные соревнования. Не раз в зал Дворца спорта «Космос» съезжались спортсменки со всей страны: во Всесоюзной федерации художественной гимнастики высоко ценили умение белгородских коллег организовать соревнования на самом высоком уровне. Например, на международный турнир на призы газеты «Советская культура» приезжали гимнастки со всего Советского Союза, Польши, Чехословакии, Финляндии. Но Римме Фроловой всегда хотелось провести свои, белгородские соревнования. И вот вес­ной 1995 года прошёл первый Кубок Белогорья по художественной гимнастике. Сначала в турнирах участвовали гимнастки из Белгородской области. Потом стали приглашать соседей – Харьков, Воронеж, Курск, Липецк, Орёл. Через несколько лет подтянулись Московская область, Санкт-Петербург, Ярославль и другие города. А позже – Украина, Северная Осетия, Армения, Япония…

Откуда Япония? Ответ прост: лет 15 назад в Страну восходящего солнца из Белгорода уехала воспитанница Фроловой Наталья Проскурина (ныне – Дороганова. – Прим. ред.). А поскольку она долго работала тренером по художественной гимнастике и себя без любимой работы не мыслила, то решила открыть в городе Токушима свой спортивный клуб. Художественная гимнастика в Японии набирает популярность, и вот Наталья Владимировна не только своих воспитанниц привезла на Кубок Белогорья, но и японских коллег и их гимнасток. Причём японки приезжали в Белгород не раз.

«Это была моя мечта – привезти японских гимнасток в мой родной город», – рассказала Наталья Дороганова, когда приезжала на юбилей Риммы Павловны в 2014 году.

Фролова заложила основы и традиции белгородской школы художественной гимнастики: большинство тренеров – это её воспитанницы и воспитанницы её учениц. А главный тренер нашего знаменитого волейбольного «Белогорья» Геннадий Шипулин называет Фролову белгородской Ириной Винер.

В этом году Кубок прошёл уже в 22-й раз. Он собрал рекордное количество участниц за все годы своего существования. В 2013 году по инициативе областной СДЮСШОР № 4 (сейчас – СШОР № 4. – Прим. ред.) его переименовали в Кубок на призы заслуженного работника физической культуры Р.П. Фроловой. Победительницей Кубка Фроловой – 2017 и обладательницей спецприза от Геннадия Шипулина стала 16-летняя Полина Спесивцева. Её первым тренером была Римма Фролова. Полина – одна из самых любимых её девочек. Лебединая песня, как говорит сама Фролова. Несмотря на то, что сейчас член молодёжной сборной России, многократный победитель и призёр областных и всероссийских соревнований Полина Спесивцева тренируется у других наставников, её тренером всегда называют Фролову.

Римма Фролова.
Римма Фролова.
Фото из личного архива

Справка

Римма Павловна Фролова родилась 25 марта 1934 года в Харькове. Более 60 лет проработала тренером по художественной гимнастике и продолжает тренировать детей. Имеет медаль «За трудовую доблесть», почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ», награждена нагрудным знаком «Отличник физической культуры и спорта», медалями «За заслуги перед Землёй Белгородской» 1-й и 2-й степени. В 2015 году получила Благодарность Президента России, её имя внесено в энциклопедию «Лучшие люди России». За десятки лет работы Римма Фролова воспитала около 100 мастеров спорта СССР и РФ, её воспитанницы входили в состав сборной команды России по художественной гимнастике.


для комментариев используется HyperComments