• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
3 октября 2016 г. 17:59:49

50-й концертный сезон в белгородской филармонии открыли солисты Мариинского театра

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Концерт с двумя известными
Фото Владимира Юрченко

По традиции 1 октября, в День музыки, в Белгороде официально и торжественно открыли филармонический сезон. Официально, потому что концертная жизнь закипела ещё в сентябре: зазвучала музыка в органном зале, оркестр русских народных инструментов представил две мировые премьеры на юбилее своего главного дирижёра Евгения Алешникова и молодёжный фестиваль искусств на три дня захватил все пять этажей здания.

В честь открытия 50-го концертного сезона (юбилей будет в декабре) филармония сделала слушателям подарок – выступление солистов Мариинского театра Аскара Абдразакова (бас) и Марии Баянкинкой (сопрано) и симфонического оркестра под управлением главного дирижёра – заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина.

Аскар Абдразаков

Лето 1991-го. В Белгороде проходит всесоюзный конкурс вокалистов. Здесь пробует свои силы Аскар Абдразаков – в будущем народный артист Башкирии и солист Мариинского театра. Это он позднее выйдет на одну сцену с Пласидо Доминго, Хосе Карреросом, Дмитрием Хворостовским, будет сотрудничать с Валерием Гергиевым, Мстиславом Ростроповичем… А тогда Абдразаков впервые в своей музыкальной карьере стал дипломантом конкурса.

Лето 1994-го. В Белгородскую область приезжает с благотворительными концертами Герой Социалистического Труда, народная артистка СССР Ирина Архипова (к слову, родилась она в Вейделевском районе) и приглашённые ею и Международным союзом музыкальных деятелей музыканты. Среди них – солист оперного театра Башкирии Аскар Абдразаков, аспирант Ирины Архиповой в Московской консерватории. Три концерта в Белгороде и Прохоровке проходят с аншлагом, и об этом Абдразаков много лет спустя расскажет местной прессе:

«Когда меня пригласили сюда, я согласился не задумываясь. Белгород имеет для меня огромное значение: можно сказать, что я здесь, на этой земле, я начал свой творческий путь».

Сентябрь 2015-го. После грандиозного парада духовых оркестров «Первый салют Победы» главный военный дирижёр России Валерий Халилов приглашает директора филармонии Светлану Боруха на «Спасскую башню», московский международный военно-музыкальный фестиваль. Там Светлана Юрьевна знакомится с Аскаром Абдразаковым и приглашает его выступить в Белгороде.

Март 2016-го. Через полгода Абдразаков действительно приезжает в Белгород. Но не Аскар, а его младший брат Ильдар, лучший бас мира, солист Мариинки и Метрополитен-оперы. Абдразаков-младший – подарок к 8 Марта для белгородок от Борислава Струлёва, арт-директора Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest. Совпадение, благодаря которому белгородская публика за полгода познакомилась с двумя музыкантами с одной фамилией.

1 октября 2016-го

«Я предпочёл первое знакомство со зрителями сделать более популярным и известным – исполнить то, что слышали все, то, что узнают», – пояснил Аскар Абдразаков до начала концерта.

«Несмотря на то что программа состоит из ярких фрагментов опер, она сложна тем, что в ней и миниатюры, и развёрнутые арии, требующие глубокого прочтения. Более десятка композиторов, и каждый звучит по‑своему – в этом дополнительная сложность. С Аскаром мы прошли программу и, в общем, нашли удовлетворение друг в друге. Профессиональное ухо реагирует на то, что хочет партнёр. Приятно, что творческие намерения Аскара совпадают с нашим прочтением, и это облегчает задачу», – отметил главный дирижёр симфонического оркестра Рашит Нигаматуллин за день до открытия сезона.

Аскар Абдразаков появляется на сцене после исполненной оркестром увертюры к опере «Князь Игорь» Бородина и знакомится со слушателями арией Кончака. Что ещё звучало в его исполнении? Классические оперные партии баса: ария Гремина из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, ария Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини и куплеты Мефистофеля из «Фауста» Гуно.

«Отбросить всю шелуху и обнаружить композиторское прочтение, композиторскую мысль в её первоначальном звучании – это наша задача. И мне кажется, что она благополучно осуществлена», – подчеркнул Рашит Нигаматуллин, обращаясь к программе концерта.

Во втором отделении Аскар Абдразаков перевоплотился и в Дон Жуана (из одноимённой оперы Моцарта), и в его слугу Лепорелло, и в Варяжского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова. Завершив выступление оперными шедеврами – каватиной Алеко из оперы Рахманинова и знаменитой «Гранадой», артист вышел к тёпло принявшей его публике на бис с «Очами чёрными».

Мария Баянкина

Приглашая Абдразакова, белгородцы попросили его приехать вместе с партнёршей. Выбор пал на солистку Мариинского театра Марию Баянкину.

«Аскар – это мой замечательный Гремин в «Евгении Онегине» (Мария исполняет в опере партию Татьяны – прим. ред.), вместе мы поём в «Сказке о царе Салтане». Жаль, что для баса и сопрано написано так мало дуэтов. Выступая на одной сцене, как сегодня, исполняем дуэт Дон Жуана и Церлины», – рассказала Баянкина.

Едва появившись на сцене, чтобы исполнить арию Русалки из оперы Дворжака, Мария очаровывает, приковывает к себе внимание и не отпускает слушателя, подобно той самой русалке. Не менее органично – взволнованной, пылающей от смущения и смутного страха, но решительно настроенной – предстаёт она в сцене письма Татьяны из «Евгения Онегина.

В одном из интервью, рассказывая о своих героинях, Баянкина упомянет: «Не играть себя я не могу. В каждой героине я должна найти для себя что‑то понятное».

На сцене филармонии Мария становится Лауреттой из «Джанни Скикки» Пуччини, Адриенной и Марицей из одноимённых произведений Чилеа и Кальмана. А уже через минуту она – Мими из «Богемы» Пуччини и Джудитта из оперы Легара.

«Я стараюсь перевоплощаться, – говорит Мария. – Мне безумно интересна каждая моя героиня. Это всегда неординарные личности. Интересно, полезно и любопытно становиться на какое‑то время одной из них».

На вопрос, от чего зависит успешное воплощение роли – от природного артистизма или колоссальной подготовки, Баянкина признаётся:

«Очень часто доверяешь своему чутью. Но и любой дар, любой талант прежде всего помножен многократно на работу. Это постоянный поиск, постоянные мысли: какова героиня. Нельзя сказать, что я нашла её и успокоилась: Татьяна – вот такая, а Мими – такая. Героини должны трансформироваться. Я меняюсь и надеюсь, что мои героини будут вместе со мной меняться».

Юбилейный сезон открыт. В нём слушателей ждут концерты 33 абонементов, два фестиваля – ноябрьские «Шереметевские музыкальные ассамблеи» и весенний международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» – и, конечно, масштабный концерт в день рождения филармонии – 15 декабря.


для комментариев используется HyperComments