Руки помощи
Второкурсник одного из белгородских вузов сделался находчивым поневоле. Точнее, по воле нашей редакции. Он задумал посвятить курсовую журналу «ОнОнас» и предварительно согласовал тему с научным руководителем. Едва студент взялся за дело, мы его остановили: знаем, мол, что справишься сам, но эксперимента ради – закажи на стороне. Списывать такое неоткуда – вот и посмотрим, как выкрутится исполнитель.
Гугл в помощь. Наш подопытный обратился одновременно к пятерым «писателям» и очень оперативно получил три ответа. Цена вопроса разнилась (2 500, 2 700 и 3 200 рублей), но во всех случаях почти вдвое превышала сумму, указанную в прайсах. Логику продавцов понять можно: уж больно нестандартный предмет исследования, копипастой не отделаешься.
В погоне за дешевизной (планируемый бюджет ограничивался 2 000 рублей) студент прислушался к сарафанному радио. И не прогадал: через друзей быстро вышел на девушку, которая согласилась слепить «ононасный» курсач за 1 500 рублей. Срок – неделя. По рукам.
Не прошло и полдня, как второкурсник получил план работы. Переслал документ научруку, тот внёс кое-какие правки и дал добро. Девушка сработала настолько непосредственно, что даже редактор сего журнала стал жертвой собственного эксперимента. Он получил от неё сообщение: пишу, дескать, исследование по тематическим и жанровым особенностям издания, помогите с информацией об истории, сотрудниках, достижениях... Шеф по доброте душевной помог, даже не подозревая, что внёс ценный вклад в общее дело.
Вечером в среду, после обеда (на три дня раньше обещанного) исполнительная исполнительница отрапортовала: курсовая готова. «Антиплагиат» показал стопроцентную оригинальность. То есть даже теоретическую часть, в которой рассматривались типология, функции и особенности молодёжных СМИ, «место молодёжных периодических изданий в системе массмедиа», девушка выполнила на совесть.
«Научному руководителю работа очень понравилась – от содержания до оформления. Он даже сказал, что будет опираться на неё при подготовке к своим лекциям, – рассказал растерянный второкурсник. – Это очень впечатлило, ведь изначально я был уверен, что всё сделают тяп-ляп, лишь бы заработать деньги».
Ровесника нашего студента из другого университета, очевидно, вдохновили подобные «истории успеха». Дмитрий С. в поисках квалифицированного помощника обратился к сообществу программистов в социальной сети «ВКонтакте». Один из участников протянул руку помощи за 1 600 рублей. Настал день икс, и Дима, предвкушая беспроблемную защиту, осведомился, как там курсовая. Но вместо того чтобы прикрепить файл с работой, рука помощи набрала на клавиатуре непечатное послание и добавила доверчивого вузовца в чёрный список.
«С тех пор Дима делал все задания сам. А через три года он получил красный диплом и стал самым востребованным специалистом в городе», – сказал бы голос из советского мультфильма.
Но Дима – персонаж реальный и выводы сделал другие: нашёл такую руку помощи, которая клиентов не кидает и даже заключает с ними договоры.
Райтерский захват
В Белгороде не одна «честная» контора. Стоп, кавычки лишние. Многие действительно работают в рамках действующего законодательства. Подписывая бумаги, студент соглашается на так называемые райтерские услуги, то есть по сути оплачивает написание текста. Как правило, райтеры устраняются от последствий и не обещают успешную защиту курсовой или дипломной работы. Некоторые даже прописывают в договоре, что итоговая оценка зависит от «личности и знаний самого Заказчика» (найденное нами объявление с текстом «не получишь 5 – вернём деньги» оказалось рекламной заманухой – исполнитель отказался документально фиксировать такие условия).
Зато предприниматели гарантируют оригинальность текстов (вплоть до указания процента, который должен выдать «Антиплагиат»), корректировку (как по содержанию, так и по оформлению), исполнение в оговорённые сторонами сроки. Сроки в основном и предопределяют стоимость услуг. За две недели диплом по гуманитарной дисциплине напишут в среднем за 10 тысяч; если нужен позарез, в течение двух-трёх дней, придётся выложить 15–16. Работы для технарей (архитектура, инженерная графика, начертательная геометрия) часто оцениваются в индивидуальном порядке – учитывается сложность практического раздела. Скажем, курсовой проект с расчётами и начерталкой обойдётся в 4–5 тысяч (курсач гуманитария, напомним, стоит в два-три раза дешевле). Отдельные товарищи, застраховавшие зубную эмаль от пагубного воздействия гранита науки, покупают даже рефераты (цены колеблются в пределах 500–800 рублей) и контрольные (1 000 ± 200 рэ за штуку).
Олег Б. пришёл на райтерский рынок чуть больше двух месяцев назад и в перспективности своего бизнеса не сомневается. За это время его команда выполнила 10 рефератов, 5 контрольных, 36 курсовых и 11 дипломных работ. От клиентов жалоб не поступало, со стороны контролирующих органов – тоже. Студентам Олег выдаёт чеки, «писателей» трудоустраивает официально, налоги платит.
Большая часть дохода – 60 % – распределяется между авторами работ. Остальные средства идут на зарплату административного персонала, рекламу, аренду офиса, поддержку сайта и прочие организационные вещи.
«Как мы находим авторов? Без комментариев, секрет, – отрезал Олег, до этого охотно отвечавший на все вопросы. – Не хочу, чтобы об этом узнали конкуренты. Скажу лишь, что мы работаем с райтерами из разных городов, а самый активный живёт в Питере – зарабатывает в неделю десятки тысяч рублей. Правда, я не знаю, когда он отдыхает...»
Предприниматель считает, что занимаемую им нишу создала сама система образования (в этом с Олегом солидарны абсолютно все конкуренты, с которыми нам довелось общаться).
«Я каждый день общаюсь со студентами, которые приходят вообще без плана работы. Спрашиваю: «Вы обсуждали его с научным руководителем?» Они: «Нет, он вообще мне ничего не говорил. Дал тему – и всё, делай как хочешь!» То есть никаких консультаций, никакой помощи. Тут тоже палка о двух концах: может, у научрука элементарно нет на это времени или ему мало платят... В общем, он не заинтересован. В таком случае заинтересованы мы. А студенты – в нас. Этично ли это? Тогда у меня встречный вопрос: как быть с тем, что научный руководитель пишет студенту курсовой или дипломный проект за деньги? Такое встречается повсеместно, но чаще всего в технических вузах. Разве это этично?»
Вычисление и отчисление
Возмущениями бизнесмена мы поделились с Евгением Дорогановым, начальником управления качества образования БГТУ им. В. Г. Шухова. К чести Евгения Анатольевича, он не стал делать круглые глаза и отрицать проблему.
«Я не исключаю, что есть такие моменты, и вы сами понимаете, как сложно с ними бороться. Но студенты у нас даже курсовые проекты защищают перед комиссией. И если видно, что человек плавает, вопросы возникнут в том числе к научному руководителю. Преподаватель, специалист в технической области, быстро определит, работал студент самостоятельно или прибегал к посторонней помощи – достаточно одного-двух наводящих вопросов. Тем более расчётная и графическая части совершенно индивидуальны для каждого».
Что же нарушает студент-покупатель помимо этических норм и чем ему грозит разоблачение?
«В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 43) говорится, что студент обязан «добросовестно осваивать образовательную программу», «осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям». Но что значит добросовестно? Это понятие моральное, а не юридическое, – поясняет юрист Станислав Еремян. – Может, студент хочет добросовестно выполнить все требования научного руководителя и для этого обращается к специалисту на стороне. Когда ребёнок просит сделать за него уроки, он совершает правонарушение? И тут ведь даже не важно, предлагает ли он за это деньги. То же и с самостоятельностью. Как доказать её отсутствие? Сам факт обращения студента в райтерскую контору (если он как-то станет известен преподавателю) ещё ни о чём не говорит. Ну обращался – а работа не понравилась, и он в итоге написал сам.
Вот если я покупаю диплом (именно «корочку», а не выпускную работу), то в отношении продавца идёт речь о сбыте поддельного документа, а в отношении меня – об использовании такого документа для обретения каких-то материальных благ (трудоустройства, если без этого диплома оно было бы невозможным). Тогда понятно – мошенничество. А тут ни к райтеру, ни к студенту невозможно предъявить юридические претензии. И потом, купленная выпускная работа сама по себе не даёт права на получение диплома – её ещё надо защитить. То есть продемонстрировать знания, которые там изложены. Если студенту это удалось... Проблема преподавателя или комиссии, которые не смогли выявить несоответствие. Или: раз уж студент действительно хорошо разобрался в заказанном материале – проблемы студента, что не смог сделать то же самое в ходе образовательного процесса».
Тем не менее гиблое дело может и не сойти с рук. Та же 43-я статья закона обязывает студента соблюдать требования устава организации и иных локальных нормативных актов. Не сомневайтесь, как минимум один документ (собственно устав учебного заведения, требования к выпускной квалификационной работе, положение о курсовой и т. п.) содержит информацию о том, что курсовая/дипломная работа выполняется лично студентом. Нарушили? Закон разрешает применить меры дисциплинарного взыскания. Их три: замечание, выговор и отчисление. Что достанется вам? Проверьте опытным путём. Или – как вариант – пишите всё сами.
Февральский номер журнала «ОнОнас» появится в местах распространения уже 18 февраля.