Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 июля 2015, 12:52
 Тамара Акиньшина 2068

Кадры, которые всё решили

«Белгородские известия» – о людях, переступивших через своё высшее образование ради рабочих профессий

Кадры, которые всё решили Фото Юрия Бограда
  • Тамара Акиньшина
  • Статья

Если вы уверены, что место под солнцем идёт только в комплекте с дипломом вуза, вам незачем читать этот текст. А остальным сообщаю: в банке вакансий в Белгородской области на вершине рейтинга вовсе не юристы-экономисты и управленцы, а каменщики (263 вакансии), плотники (258), бетонщики (190), а также слесари и монтажники всех мастей, трактористы, экскаваторщики, механики. А вот юристы… Пожалуйте – всего одна вакансия на множество желающих. Главных инженеров по области требуется не больше десяти, как и прочих директоров, начальников и управляющих с вузовскими дипломами.

Квартира нужнее карьеры

Но ощущается ли на деле дефицит рабочих кадров на стройке? Этот вопрос мы адресовали монтажнику с 35-летним стажем, бригадиру Виталию Полякову. Тот подтвердил и добавил, что кадры в строительстве стремительно стареют:

«Из семи человек в моей бригаде самому молодому – уже за 40. На практику много ребят из техникумов приходит, но почти никто не остаётся. Почему? Я вам скажу: зарплата невелика, а условия работы тяжёлые».

Бригада Виталия Ивановича занимается строительно-монтажными работами на нулевом цикле: делает фундаменты, монтирует железобетонные конструкции. Многие помогают детям строить дома. Привыкли, потому и не ищут ничего другого.

Сам Поляков в начале 1980-х закончил белгородский «технолог» по специальности «инженер-механик». Мог бы пойти по карьерной лестнице, но пришёл на стройку – был практический резон: строители в то время быстро получали квартиры. А у Виталия Ивановича уже была семья, подрастала дочь. До середины 1980-х работал он в Готнянской передвижной механизированной колонне (ПМК). В 1983-м молодому монтажнику в числе прочих строителей дали жильё – «двушку» в Майском. Но и отработал он её честно: строил станцию обезжелезивания и очистные сооружения в Белгородском районе, а также общежитие для сельхозакадемии и главный учебный корпус вуза. Довелось Полякову поработать и на строительстве ОЭМК – участвовал в возведении административно-бытового корпуса. В 1986 году перешёл на работу в СУ-6 (ныне ОАО «СУ-6 «Белгородстрой»). Там и работает поныне.

«Я уже привык на стройке: меня здесь знают и уважают. За все годы через мою бригаду прошло не меньше 500 человек. А чтобы молодёжь оставалась и продолжала работать, нужно, во-первых, предложить людям достойную зарплату и чтобы объём работ был хороший всегда», – подчеркнул Поляков.

Виталий Поляков.
Виталий Поляков.
Фото Тамары Акиньшиной

И директор, и рабочий

С ещё одним выпускником БГТУ имени В. Г. Шухова мы встретились на объекте – в квартире, отделкой которой он сейчас занимается. Дмитрий Ефанов  с высшим архитектурным образованием декорирует стены искусственным камнем, работает с гипсокартоном, кладёт плитку, делает сантехническую разводку и выполняет множество других строительных работ. Своими руками. «Как же так?» – спросите вы. Мог бы сидеть в кондиционированном офисе, в отглаженном костюме – придумывать внешний вид очередного жилого комплекса или интерьер нового кафе. А тут: строительная пыль, драные джинсы и кефир вприкуску с пирожком из ближайшей кулинарии на обед.

Но, слушая, с какой гордостью Дмитрий рассказывает о своей работе, как увлечённо показывает отделываемую квартиру, понимаешь – человек нашёл своё место в жизни. Хотя поиски эти начались в более привычных для выпускника строительного вуза областях.

Сразу по окончании университета в 2006 году Дмитрий устроился в одну из фирм, занимающихся проектированием общественных и жилых зданий и интерьеров. Приложил руку к разработке проекта ДК в Новом Осколе, разрабатывал проекты реконструкции ДК в Волоконовке и Вейделевке, школы в Борисовке. Начал с зарплаты 4 тыс. рублей и первые полгода не получал больше 10 тыс. Затем, спустя полтора года, перешёл в другую организацию, где занимался только проектированием.

«Взяли меня туда уже как опытного специалиста. Платили 25 тыс. рублей. В числе прочего разрабатывал один из микрорайонов в Новосадовом. Таунхаусы там видели? Четыре из пяти – мои», – похвастался Дмитрий.

За несколько лет успел побыть дизайнером-конструктором в мебельном салоне, самостоятельно занимался сборкой корпусной мебели («но эта ниша давно и прочно занята»), разрабатывал интерьеры офисов и квартир, проектировал жилые и общественные здания и даже подрабатывал в музее «Экспериментаниум» ремонтником старых и разработчиком новых экспонатов. Параллельно помогал ремонтировать квартиры друзей. Вот тогда-то, почувствовав вкус к работе своими руками, и решил остановиться.

В прошлом году Дмитрий зарегистрировал свою фирму –  «АТМ–А1» (архитектурно-творческая мастерская. А1 – формат бумаги для чертежей).

«Я в ней и директор, и главная рабочая сила», – смеётся Дмитрий.

Впрочем, проектно-дизайнерская часть работы тоже на нём. Порывшись в инструментах, наваленных на подоконнике, Дмитрий извлёк помятый и запорошенный строительной пылью листок с фото – дизайн интерьеров в этой квартире он разрабатывал лично.

В настоящее время параллельно с этим объектом Ефанов ремонтирует квартиру в Москве – для актрисы довольно известного российского сериала.

«Я доволен тем, чем занимаюсь сейчас. Сам себе хозяин, да и работать руками мне нравится. А ещё приятно видеть конечный результат, ощущать положительные эмоции заказчиков. Я с каждым из них расстался хорошо, с некоторыми до сих пор регулярно перезваниваюсь: они мне, бывает, ещё кое-какую работу по мелочи подбрасывают, – подытожил Дмитрий. А потом, хитро прищурившись, добавил: – Мне просто в один прекрасный момент чертить надоело. Я работал и многому учился в процессе, на практике. А «вышка»… честно говоря, она просто забрала шесть лет моей жизни».

Дмитрий Ефанов.
Дмитрий Ефанов.
Фото Тамары Акиньшиной

Токарь-экономист

Третий наш герой – Владимир Еськов – ныне трудится на заводе «Белэнергомаш – БЗЭМ». Оператором станков с ЧПУ. А по образованию он, как это ни удивительно, – экономист. Несколько лет назад отучился всё в том же «технологе» по специальности «экономика и управление».

«Это был случайный выбор. Ни родители, ни друзья меня к нему не подталкивали. Просто «вышка» ради корочки. Диплом теперь лежит без дела, нигде мне не пригодился», – пояснил Владимир.

Заочно учась в вузе, парень пошёл работать на завод учеником токаря. Семье нужны были деньги, чтобы расплатиться за недавно купленную квартиру. И хотя зарабатывал тогда Владимир немного, свою лепту вносил.

Отслужил срочную в армии (для этого пришлось брать в вузе академический отпуск), а когда вернулся – возобновил обучение. Место работы, правда, сменил – устроился токарем на завод «Энергомашсервис». Но спустя пару лет вернулся на первое место работы. К слову, там же трудятся его отец, мать и младшая сестра.

«Занимаюсь обработкой металлических заготовок. Из них вытачиваю разные детали для станков, соединительные элементы для трубо-, газо- и нефтепроводов», – продолжает рассказывать Владимир.

Работу свою интересной не считает. Что может быть интересного и творческого в вытачивании стандартных деталей? Но труд этот неплохо оплачивается: до 30 тыс. рублей в месяц. Правда, опять же, целиком зарплата в его кармане не оседает: помогает отцу со строительством дома и платит алименты на дочь.

«Если бы жизнь повернуть назад, сейчас бы совершенно другую специальность выбрал. Что-то связанное с педагогикой. На спортфак бы поступил, наверное, чтобы стать тренером, – огорошил Владимир. И пояснил: – Пару лет назад подрабатывал инструктором в одном из белгородских тренажёрных залов, и получалось вроде неплохо, нравилось».

В последнее время, по его словам, ощутил тягу к гуманитарным предметам – к той же психологии, например. Много читает, даже пошёл на курсы актёрского мастерства – для раскрепощения, внутреннего роста и чтобы расширить круг общения.

«Я не знаю, что будет дальше. Просто чувствую, что меняюсь. Предпочитаю не заглядывать далеко в будущее», – подытожил свой рассказ Владимир.

Под редакцией жизни

Как показывает практика, люди иногда ошибаются в выборе профессии. Кто-то – под влиянием ложных представлений о том или ином виде труда, кто-то – под давлением близких людей или обстоятельств. Порой на признание ошибки уходит несколько лет, иногда – целая жизнь.

Признаться другим, а особенно самому себе в том, что выбор был неправильным, а полученная профессия неинтересной, очень трудно. Исправить ошибку – ещё труднее. Лень, инерция и страх выпасть из сложившегося мира порождают недовольных жизнью людей. Плохих учителей, которые могли бы стать отличными врачами. Грубоватых врачей, которые, сложись их судьба иначе, были бы замечательными строителями. И небрежных строителей, похоронивших в себе педагогическую искру.

Но изменить жизнь никогда не поздно – это факт. Почитав биографии известных людей, вы удивитесь, узнав, что многие из них в своё время нашли в себе силы (причём некоторые – в далеко не юном возрасте) разорвать шаблон и преодолеть упорядоченную серость существования.

Что же касается образования – неважно, высшим оно будет или нет. Это всего лишь ступенька. Средство, а не цель. Хорошие же специалисты, профессионалы своего дела получаются в первую очередь из тех, кто выбирает не только умом, но и сердцем.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×