Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 марта 2017, 15:39
 Оксана Придворева 3072

Иван Трунов: Я никогда ничего не ждал

Как крестьянский сын приучил белгородцев к классике

Иван Трунов: Я никогда ничего не ждал Иван Трунов. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева

Заслуженный деятель искусств России Иван Трунов недавно отпраздновал своё 75-летие. Его имя хорошо известно тем, кто преданно любит музыку: почти 40 лет он посвятил Белгородской государственной филармонии, половину из них – будучи её директором. Сегодня он референт губернатора по культуре.

Рассказывая о себе, Иван Григорьевич одновременно говорит и о филармонии. Потому что жил и живёт её историей.

Песня из детства

— Иван Григорьевич, из какой вы семьи?

— Я родился в Вязовом. Мама работала в колхозе, папа – лесник. Поэтому в детстве для меня лес был вторым домом. Лесником отец служил долго, посадил вокруг вязовского леса, известного удивительным источником, берёзовую рощу. Помню, как возле источника все деревья были завешаны платками, рубашками: много откуда съезжались к нему, окунали вещь в воду – у кого что болело – и оставляли там, как бы оставляя болезнь.

— Часто бываете в родном селе?

— Сейчас редко, бываю только на Пасху: в Вязовом похоронены родители. Брат приезжает из Владимирской области, сестра, и мы обязательно едем на могилы к родителям.

— Ваша жизнь проходит, что называется, под музыку. Помните ли, какая мелодия оставила у вас первое острое впечатление?

— Собирались за столом по праздникам, пели. Я уже тогда научился на гармошке играть, подыгрывал. Что пели? Многое. Очень мне нравилась песня со строкой «А где ж эти карие очи?», до сих пор её помню. И пели удивительно здорово. У помощника отца был сын с тенором, от природы поставленным, необычайной красоты, полнозвучным. В нём погиб оперный певец! Да и всё село было певучим, казалось. Летний вечер, смеркается, и то тут, то там затягивают частушку или песню – почти стереофоническое звучание.

Приучить к Чайковскому

— Свой 75-й день рождения вы отпраздновали на сцене, концертом, пригласив всех желающих…

— Так отмечать я не собирался. Но спасибо Светлане Юрьевне Борухе, моей преемнице. Получилось неплохо по отзывам, тепло, по‑доброму.

— А в семейном кругу как‑то традиционно празднуете дни рождения?

— Мы сейчас с женой остались вдвоём, дочь с мужем живёт в другой стране. И долгое время, когда она сначала училась в Харькове, потом в музыкальном училище при Московской консерватории, супруга жила с ней. У меня тоже жизнь была концертная, разъездная. Так традиций и не сложилось.

— Ваша супруга тоже музыкант?

— Да, мы с ней в Донецке познакомились 1 сентября на первом курсе музыкально-педагогического института. И с тех пор всегда вместе.

— И дочь пошла по вашим стопам…

— Ей было лет пять, когда она попробовала себя в музыке. Попала к замечательному педагогу Любови Семеренко, особенно мы её не неволили. Она, кстати, «открывала» Steinway, когда его приобрели в филармонию. С пианистом Николаем Петровым мы стояли за кулисами, он прислушался и спросил, кто играет. Я ответил: моя дочь. Петров похвалил игру и оставил автограф: «Лизочке, с пожеланиями…». Это её ещё больше окрылило.

— А каково это – руководить творческими людьми? Их нужно зажечь, увлечь и повести за собой. Какие приёмы использовали?

— Я всё старался строить на любви и хороших отношениях. Мне говорили: надо вести себя пожёстче. Но с артистами так нельзя! Я совершенно ровен со всеми, не разделяю людей. Как‑то сказал дирижёр Сергей Скрипка: «У тебя какая‑то домашняя филармония!» И действительно, у нас складывалась атмосфера семейная: я всегда старался, чтобы всё было спокойно и ровно. В артистической среде это довольно сложно, но удавалось.

Филармония – это любить гармонию. И главная задача наша – продвигать лучшие образцы. Долгое время я прекрасно понимал, что мы её не выполняем. Убедить слушателя, развернуть к классике его можно только большим серьёзным коллективом.

В начале 90-х мы создавали симфонический оркестр из камерного. Часть музыкантов на первые концерты приглашали из Харькова. Потом к нам стали переезжать из других городов. Чем мы их привлекали? Жильём и зарплатой. Затем нам отдали роскошный зал, и уже мы стали приглашать музыкантов выступить с оркестром. Наши артисты были интересны тем, что у них горели глаза. Роль сыграло и то, что я главным дирижёром в оркестр пригласил Рашита Нигаматуллина. Он большой музыкант.

Так появились интересные программы: переиграли всего Чайковского, Рахманинова. Это доступная русская музыка, которая сразу ложится на душу. От неё никуда не денешься. На Чайковском я, считаю, и приучил публику к классике.

— Иван Григорьевич, многого филармонии и вам пришлось ждать: слушатели пришли не сразу, полноценные музыкальные коллективы образовались со временем.

— Я никогда ничего не ждал. Мой педагог в Курске, старой закалки человек, говорил: «Делай всё сам. Никто за тебя не сделает, если не сделаешь ты». Я этому принципу всегда следовал и старался доводить дело до конца. Нам передали коллективы Центра музыкального искусства, а они были полусамодеятельными, в статус филармонии не вписывались. В хоре, к примеру, в теноровой партии женщины пели, потому что петь было некому. Взялись за дело. И сейчас смотришь, такая махина на сцене стоит!

Чем я счастливый человек…

— Всё, о чём вы рассказываете, в той или иной степени было делом рискованным: не приживётся, не получится, народ не пойдёт… Рисковать – это по‑вашему?

— А как же! Создать в начале 90-х полноценный симфонический оркестр было дикой авантюрой. Но меня это не испугало. Чем я счастливый человек, так это тем, что никогда не заботился о своём кресле в духе «как бы чего не вышло». Я всегда знал: у меня есть своё дело, профессия.

— Говоря о возрасте, вы цитируете Владимира Маяковского: «У меня в душе ни одного седого волоса». К каким ещё стихотворным строкам обращались и обращаетесь в разные моменты?

— В училище у меня был преподаватель истории. Сам он учился в Санкт-Петербурге, тогдашнем Ленинграде – классическое образование. И на своих уроках он читал нам Маяковского, и не «Стихи о советском паспорте», которые мы учили наизусть и помнили, а лирику. Оттуда я Маяковского и полюбил. А на зимних каникулах этот педагог возил нас в Ленинград. Ему это нужно было? Но он не мог не поделиться, настолько был наполнен этим. А чтобы отдать другому, надо быть наполненным самому.

К Анне Ахматовой, Марине Цветаевой меня приучила жена. Супруга моя из интеллигентной семьи. Мама у неё была выдающимся балетмейстером на Украине. Жена потрясающе много стихов знает и образовывала меня в этом плане здорово.

— А есть ли у вас хобби? Чему всегда старались уделить время после работы?

— Обожаю землю! У нас участок в Комсомольце, там возиться могу долго. Посадишь, а потом смотришь – растёт, зацветает, выросло. И для меня это великое счастье. С детства, наверное, осталось: я‑то сын крестьянский. Касаешься земли, чувствуешь, что растёт что‑то, твоей рукой посаженное. Я вообще радуюсь всегда, когда что‑то развивается, строится, растёт. И когда люди развиваются, радуюсь тоже.


Хамелеонов не терплю!

Мы предложили Ивану Григорьевичу ответить на несколько вопросов из известного опросника Марселя Пруста.

— Ваша самая характерная черта?

— Важная для меня и для общения с людьми – незлобивость. Я вспыльчив, но никогда не был злопамятен.

— Что вы больше всего цените в ваших друзьях?

— Чтобы друг говорил правду без всяких прикрас. Не приемлю обмана, предательства. Люблю людей одного уровня: такой и с подчинёнными, и с чинами – везде одинаков. Хамелеонов терпеть не могу и этой породы не принимаю.

— Ваши герои в реальной жизни – кто это?

(Задумывается). Меня восхищают наши паралимпийцы. Человек не опустил руки, не потерял вкус к жизни и знает, что она даётся один раз. Он чем велик? Тем, что понимает, что только сам может что‑то изменить.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×