• 59,36 ↑
  • 69,72 ↑
  • 2,33 ↑
19 июня 2017 г. 11:16:56

Что такое «лютая жесть» в экстремальном мультиспорте и как организаторы гонки в Шебекинском районе выполнили своё обещание

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Испытание на прочность для настоящих авантюристов
Фото Олега Гончаренко

«Прекрасное с мокрым»

Белгородская мультигонка «Авантюра-2017» началась утром в субботу, 27 мая.

Хотя нет: началось всё в четверг вечером, когда на поляну близ археологического памятника «Крапивенское городище» приехала команда организаторов. Наводить мосты, прокладывать трассы, как выразился главный из них – белгородец Вадим Шмайлов.

Нет, не так: всё завертелось ещё за пять дней до старта, когда организаторы объявили место сбора участников и выложили в Интернет координаты и схему проезда.

И всё же не так: начало было положено за несколько недель до этого, когда Шмайлов объявил о подготовке очередной мультигонки. Велосипед + бег + плавание + навыки спортивного ориентирования, всё это на пересечённой местности, с препятствиями. Плюс пролезания, плюс проползания, плюс возня в грязях, плюс буреломы, плюс…

Таков он – экстремальный мультиспорт. Недюжинная физподготовка, выдержка, терпение. Готовность стиснуть зубы и преодолеть дистанцию не в стадионных условиях спортивного полиатлона, а в полях, почти как на войне.

Цитата из заявки на участие: «Находясь в трезвом уме и твёрдой памяти, я добровольно желаю гармонично совместить нелогичное с бесполезным, прекрасное с мокрым, быстрое с грязным и приблизиться к пониманию безграничности своих возможностей».

  • Вадим Шмайлов.

Спорт XXI века

«Для тех, кто реально хочет испытать себя на прочность, добро пожаловать! Обещают лютую жесть», – сообщал перед гонкой один из местных пабликов в соцсети «ВКонтакте».

К производству этой самой «жести» организаторы подходят старательно, с задором и фантазией. Промышленный альпинист по жизни Вадим Шмайлов на мой звонок по телефону отвечает прямо:

«Я сейчас на дереве сижу. Перезвоню, когда будет удобнее. Сейчас мы парк верёвочный монтируем».

Экстремальные мультигонки, по его словам, появились в мире в тот момент, когда «людям стали интересны новые возможности, все стали интересоваться всем, стали многозадачными». Не так уж редко можно встретить сегодня адептов активного образа жизни, в арсенале которых маунтинбайки и шоссейные велосипеды, горные лыжи и сноуборд, байдарка, снаряжение для походов и альпинизма. В один прекрасный момент люди захотели всё это совместить – так родился мультиспорт для экстре­мальных природных условий. Сейчас он распространился по всему миру, в том числе в России и на Украине.

«Году эдак в 2003 Шмайлов начал ездить в Харьков на мультигонки, за ним и мы со старшим братом, – вспоминает у костра участник «Авантюры» Николай Вдовенко. – Харьковская гонка называлась «Золотое кольцо», мы участвовали в половинной дистанции. Масштаб гонок, дистанции были такие, что у участников была возможность поспать. Мы ночевали в лесу. В общей сложности на моём счету порядка десяти мультигонок. В жизни очень не хватает авантюры, а здесь я её нахожу. В украинских Карпатах, в Крыму гонки длились по три дня. Мой личный рекорд – 36 часов в движении: без сна, без долгих остановок, с грамотным поддерживающим питанием».

У огня звучат рассказы о тогдашних гонках. Были этапы на лошадях и со стрельбой. Тогда Шмайлов с друзьями и сам увлёкся их организацией, и белгородские мультигонки прославились на всю страну. Сюда приезжали из Москвы, из Питера, с Украины.

«В этот раз для популяризации гонки и увеличения числа участников мы выбрали новый, укороченный формат. Контрольное время финиша в велосипедном классе составляет всего четыре часа, в пешеходном – два. Не требуется специальное снаряжение, дистанция доступна для неподготовленных участников. Но качество и интересность этапов остались неизменны! Это наше отличие – гонки короткие, но очень ёмкие, сложные», – отмечает Шмайлов.

Общее дело

Кто‑то сидит на поляне с вечера пятницы, кто‑то приехал в субботу с утра, и таких большинство. Местный рыбак ошарашенно смотрит на возникшую в степи автопарковку и городок из нескольких десятков палаток. Кажется, клёва сегодня не будет. Падающие в воду на велосипедах люди – не лучшие для рыбы компаньоны. Рыбе бы уйти куда подальше. Старт гонки в 11.

Белгородец Андрей Божко готовится к длинному велопоходу по Армении. Сейчас у него любой выезд – тренировка, и, уж конечно, «Авантюра» тоже. Тем более что в ней до сегодняшнего дня он ни разу не участвовал.

«На велосипеде катаюсь с 2012 года, то есть, получается, шестой сезон, – вспоминает Андрей, прихлёбывая у палатки кофе, сваренный на газовой горелке. – С 2015 года приобщился к велотуризму как к способу совмещать приятное – посещение неизведанных мест – с полезным – вкручивание педалей. На велосипеде побывал в Крыму и в Грузии. Интересуюсь и бреветами – это заезды на велосипеде от 200 км и более. Предпочитаю неспешные выезды, как грунтовые, так и шоссейные. Но здесь мне интересно. Сегодняшняя гонка не сравнится с прошлыми «Авантюрами», но тем не менее позволяет почувствовать дух игры, приятно провести выходные».

Фото Олега Гончаренко

Секретарь гонки Елена Шмайлова регистрирует участников. Каждый расписывается в том, что признаёт сугубо личную ответственность за себя, своё здоровье, понимает адекватность своих действий и обязан блюсти безопасность.

«Около 50 человек, а могло бы быть больше, – сетует Вадим, но быстро переключается на другую тему. – В одиночку гонку провести нереально – это общее дело членов нашей команды. Раньше в подготовке «Авантюр» участвовали Тимур Колпин, Вячеслав Савченко, Геннадий Арчибасов. Сейчас со мной работал Алексей Чистяков с Украины, белгородцы Алексей Жильцов из турклуба «Меридиан» и несколько членов этого клуба – Дмитрий Сидорович, Антон Мухин, моя жена Елена. Всем им я очень благодарен. Отдельное огромное спасибо за помощь администрации Шебекинского района и лично главе администрации городского поселения Артёму Кириченко».

Провести такую мультигонку – долгая работа. Это закупка очень многого: от каких‑нибудь бананов для участников до разных досок и поддонов для строительства препятствий. Это работа с картой местности, с учётом постоянных изменений этой самой местности. На старой карте – луг, а сегодня там уже выросли коттеджи или птицеферма. Каждый метр дистанции необходимо пройти лично. Где надо провести верёвочные переправы, соорудить плоты, понтонный мост для пересечения реки.

Фото Олега Гончаренко

Больше экстрима!

На предстартовом брифинге для участников Вадим не советует обходить препятствия. Если они есть, их нужно преодолеть.

«Река ведь не для того, чтобы по ней просто плавать, а чтобы получать удовольствие. И не пытайтесь обойти 200-метровый бурелом после пожара – я всё прошёл сам, своими ногами. По бокам там ещё хуже».

Наконец старт. После короткого забега в мешках велосипедисты ехали 20 км, затем бежали 10-километровый круг. Заявившиеся в пеший класс только бежали. Всем пришлось преодолевать водные преграды по понтонной и навесной переправе, бежать по болоту, в густой крапиве, в канаве, где воды по пояс. По задумке организаторов участникам нужно было покорять с велосипедом меловые кручи и пролезать по узкой и грязной бетонной трубе.

Фото Олега Гончаренко

«Я велосипедист, не бегун. Поэтому велосипедный этап дался мне легче. Приметил для себя участок от старта по грунтовке – ну, думаю, как хорошо там будет ехать. Наивный. Это же «Авантюра»! Привязали бревно к велосипеду, пришлось его тащить. У многих оно выскакивало из верёвки, а я специально пытался ехать по кочкам – нет, оно намертво держалось. Из всех препятствий больше всего запомнилась труба. Но как я ни переживал из‑за того, пролезу или не пролезу с моими неслабыми габаритами, этот этап прошёл на ура. А сразу на выходе из трубы – канал со стоячей водой. Да, на заметку организаторам: надобно было заставить там плыть», – шутит Андрей Божко, всё лицо которого – огромный бородатый смайлик.

«Коротковато! – сетует Коля Вдовенко, видавший гонки подлиннее. – Сейчас я только-только начал входить во вкус, и вот он, финиш. Велоэтап можно смело сделать в два раза длиннее. Но зато я услышал звоночек от организма! Понял: если за себя не взяться, можно забыть обо всех гонках. Надо сбрасывать вес, тренироваться. Здорово и потому, что в гонках с таким количеством по‑настоящему весёлых этапов я ещё не участвовал. Все эти понтоны, болота, грязи. Мне бы только побольше всего этого!»

«Я много пытался заинтересовать всем этим представителей силовых структур. Спецназ какой‑нибудь, ОМОН – ведь всё это имеет прямое отношение к их профессиональным навыкам. Но столкнулся с холодностью. Подумал: может, это опасение, что они не смогут уделать на дистанции гражданских, пацанов каких‑нибудь?» – смеётся Шмайлов.

Фото Олега Гончаренко

«Выйти из зоны комфорта»

Первое место в велоклассе занял Александр Нерубенко из Белгорода, преодолевший дистанцию за 2 ч. 2 мин. 12 сек. Среди девушек – Мария Габелко с результатом 2 ч. 40 мин. 48 сек.

«Гонки такого рода – нечто уникальное, это проверка себя на прочность, общение с людьми, которые видят мир так же. К тому же это отличный повод взбодриться и выйти из зоны комфорта. Больше всего понравился этап с полузатопленным мостиком. Особенно весело падать в воду. В принципе, понравились все этапы с водой, здорово освежает и бодрит, но их лучше преодолевать без велосипеда, так как ему потом приходится несладко», – констатирует Мария, предвкушая процедуру чистки, мойки, смазки двухколёсного коня.

В пешей категории лидерами среди мужчин стали Егор Иванов и Виктор Татаринцев. Подбегая к финишу, они решили поделить золото и прийти вместе: результат – 1 ч. 2 мин. 33 сек. Среди девушек лучшей стала Ирина Колесникова – 1 ч. 16 мин. 30 сек.

Следующая гонка будет осенью. Предположительно – в сентябре.

«Она пройдёт в таком же недлинном формате, он сейчас самый актуальный, – анонсирует Шмайлов. – Постараемся привлечь больше участников».

Дату проведения определят позднее, главное – соблюсти принцип: большинство людей должны вернуться из отпусков, решить бытовые вопросы, отправить детей в школы или начать свой учебный год в вузе. Выйти из постотпускной прострации, войти в нормальный ритм жизни. И тогда – снова здравствуй, «Авантюра»!



Также смотрите на «БелПрессе» фоторепортаж о гонке и небольшое видео о понтонной переправе


для комментариев используется HyperComments