Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 января 2016, 11:33
 Борис Осыков 3911

Фильмы нашего времени

В Год российского кино вспоминаем о кинематографических страницах Белгородчины

Фильмы нашего времени Белгородец Николай Анощенко, автор сценария, режиссёр первого цветного документального фильма
  • Борис Осыков
  • Статья

В моём краеведческом архиве, которому уже более полувека, немало материалов, рассказывающих о людях и событиях, связанных с кинематографом.

Впечатление, определившее жизнь

В 1907 году на каникулах юному белгородскому гимназисту Коле Анощенко крупно повезло. Отец взял его с собой в поездку из тихого Белгорода в большой губернский город Курск. И там Коля впервые увидел «фильму». Событие это он будет вспоминать и через многие-многие годы: «Впечатление от просмотра первого настоящего кинофильма было настолько потрясающим, что я даже до сих пор отчётливо помню некоторые куски из показанной тогда программы...»

Кинематограф станет одним из главных дел его многообразной яркой жизни. Николай Дмитриевич Анощенко – автор сценария и режиссёр первого в истории отечественного кино цветного документального фильма «Праздник труда». Им же создана одна из первых советских звуковых картин «Цыгане шумною толпою...». Кстати, лента эта превратилась в своеобразное учебное пособие, по которому училось искусству звукового сценария не одно поколение кинематографистов. Николай Анощенко был режиссёром десяти и оператором одиннадцати художественных и хроникально-документальных фильмов.

Роли Калугина

Ещё один уроженец Белгорода – Михаил Николаевич Калугин. В 1933-м он окончил режиссёрский факультет Государственного института кинематографии, где занимался на курсе известных мастеров Всеволода Пудовкина и Александра Ромма. Ассистент режиссёра и исполнитель вторых ролей, он был близок со многими из знаменитостей того времени.

«Космический рейс» (1935), «Подкидыш» (1939), «Девушка с характером» (1939), «Сердца четырёх» (1941)... Светлые довоенные фильмы. Их и сегодня помнят и изредка показывают на телевизионном экране. И в чёрно-белых кинокадрах рядом с известными, всенародно любимыми артистами Михаилом Жаровым, Николаем Крючковым, Евгением Самойловым, Михаилом Кузнецовым, Аллой Тарасовой, Валентиной Серовой, Мариной Ладыниной мимолётно – в эпизодах – появляется и наш земляк.

По собственному сценарию он успел поставить лишь мультипликационный фильм «Храбрый заяц». В первые дни Великой Отечественной Михаил Калугин ушёл на фронт. В составе 303-й стрелковой дивизии воевал в родных чернозёмных местах. И погиб в 1942-м в бою под Воронежем. Похоронен в братской могиле.

Кинотеатр «Челюскин» («Иллюзия», его ещё называли «Иллюзион»).
Кинотеатр «Челюскин» («Иллюзия», его ещё называли «Иллюзион»).
Фото с сайта http://belgorod.doguran.ru/

Первый звуковой

Одно из важных для белгородцев событий 1935 года: городской кинотеатр  «Челюскин» (до революции он назывался «Иллюзион») стал звуковым. 16 февраля после торжественного заседания в нём показали первый звуковой документальный фильм о погибшем в декабре 1934 года соратнике Сталина С. М. Кирове. По отзыву корреспондента «Белгородской правды», «киноаппарат работал прекрасно. Звук чистый и отчётливый, слышимость превосходная».

Неделю спустя начался показ знаменитого фильма «Чапаев». Желающих его посмотреть в городе и районе оказалось столько, что пришлось организовать «коллективные просмотры для рабочих, колхозников и служащих».

А уже в следующем году, 1936-м, белгородское отделение Роскино получило не только новые киноленты, но и пять узкоплёночных аппаратов. И в праздничный день 1 Мая были устроены «показы картин на квартирах лучших стахановцев города».

С нотами на фюзеляже

Николай Анцырев тоже родился в Белгороде, увлекался музыкой, окончил среднюю школу, после призыва в армию в 1940 году – Чугуевское военное авиационное училище. Во время Великой Отечественной воевал в составе 5-го истребительного полка 207-й авиационной дивизии.

Лётчики полка послужили прототипами героев знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Это они пилотировали самолёты с нотами на фюзеляже. И в свободное от боевых вылетов время устраивали импровизированные концерты в самодельном красном уголке, где были и патефон, и трофейные и личные музыкальные инструменты...

Фронтовые успехи Анцырева отметили орденом Красной Звезды. Он погиб 6 мая 1943 года – его самолёт сбили над украинским Краматорском.

Звёзды экрана в Белгороде

5 августа 1943 года Белгород освобождён от немецких оккупантов. На главной улице города чудом уцелело двухэтажное старинное здание. Его подремонтировали комсомольские бригады — и со 2 сентября 1943 года здесь начали демонстрировать кинокартины.

И в Старом Осколе, который тоже сильно пострадал от бомбёжек и обстрелов, уцелел кинотеатр «Октябрь». К нему по вечерам устремлялось множество горожан. Первыми — словно шумная птичья стая — собиралась городская ребятня. Отчаянно толкаясь, старались занять место поближе к ещё закрытой входной двери длинной деревянной пристройки. Внутри пристройки, в её конце, в высокой дощатой стене светилось узкое окошко билетной кассы. И едва открывалась дверь, мальчишки со всех ног устремлялись к заветному окошку. Те, кто посильней и проворней, успевали первыми просунуть кассирше заветный рубль, крепко зажатый в потной ладошке.

Дешёвых – детских – билетов было ограниченное количество, и доставались они далеко не всем. В то же время в огромном холодном кинозале почти всегда пустовали места для взрослых. И юные киношники, едва гас в зале свет, перебегали с первых двух – детских – рядов на удобные взрослые.

Кино в те годы было одной из самых больших радостей нашего детства. И почти каждый фильм, особенно новый, надолго западал в память. И «Подвиг разведчика» с Кадочниковым в главной роли, и «Молодая гвардия» с Тихоновым, Мордюковой, Макаровой, и «Пётр I» с Тарасовой и Симоновым. И, конечно же, все фильмы с участием особо любимого Николая Крючкова.

Мог ли я, один из той ватаги мальчишек, подумать тогда, что через полтора-два десятка лет буду встречаться с этими знаменитостями, брать у них интервью?!

В ноябре 1960-го в белгородском областном драмтеатре прошли выступления народной артистки СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий Веры Петровны Марецкой. В том же году роль Раневской в чеховском «Вишнёвом саде» исполняла у нас народная артистка СССР Алла Константиновна Тарасова. В 1962-м на белгородской сцене сыграл роль Акима в пьесе «Власть тьмы» Игорь Владимирович Ильинский (кстати, он и до этого бывал на гастролях в Белгороде – в 1929-м и 1953-м).

  • Борис Осыков (слева) и актёр Николай Крючков.

  • Народный артист СССР Николай Крючков.

В мае 1973 года побывал у нас и Николай Афанасьевич Крючков. Я встретился с ним в номере гостиницы «Центральная», взял интервью для «Белгородской правды». Беседа получилась живой, увлечённой, длилась больше часа и вышла далеко за рамки газетного задания. Приближалась юбилейная дата — 30-летие Курской битвы, и я расспрашивал актёра о его участии в фильмах времён Великой Отечественной войны. Николай Афанасьевич напомнил, что особую любовь зрителей завоевала тогда комедия «Небесный тихоход». В год её выхода на экран (1944) картину посмотрело более 20 млн зрителей. В «Небесном тихоходе» Крючков сыграл роль лётчика Василия Булочкина. В фильме снимался цвет советского кино, а главную женскую роль — молоденькой московской журналистки – доверили студентке театрального училища Алле Парфаньяк. И в съёмочном павильоне неожиданно завязался не только предусмотренный сценарием, но и самый настоящий роман – Алла вышла замуж за Крючкова.

О народном артисте СССР, Герое Социалистического Труда Николае Крючкове – уже после его ухода из жизни – ёмко и точно отозвался режиссёр Сергей Соловьёв:

«Кругом было столько вранья! И как ему удалось сыграть больше ста ролей и не сказать ни одного фальшивого слова с экрана!»

Подарок Кармена

В 1965 году широко отмечали 20-летие Победы, вся страна с волнением смотрела документальную киноэпопею «Великая Отечественная». В Белгороде фильм шёл в новом кинотеатре «Победа».

Начальные кадры. Идут воины. Крупным планом – их лица. Вот шагает уже немолодой солдат. На измятой шинели чуть выше автомата – орден Славы и медаль «За отвагу». У солдата пышные – чапаевские – усы, слегка лукавый прищур глаз. Он смотрит прямо на нас. И вдруг в зале женский вскрик: «Отец!»  Евдокия и её братья Иван, Василий и Николай Бережные узнали в кадрах военной кинохроники отца, которого они, босоногие ребятишки, в 1941-м со слезами проводили на фронт из их ракитянского хуторка Краснокрестьянского и больше уже не увидели. И вот теперь в кино, как живой...

Немецкое нашествие затопило и маленький хуторок, где оставались дети Петра Бережного. Его семья бедствовала, но горше холода и голода была неизвестность – что с отцом? Весточка от него пришла только после освобождения ракитянских мест Красной армией. В конце 1944-го отец даже прислал фотографию. Бережно сохранённый снимок словно повторяет кинокадр «Великой Отечественной». Тот же прищур глаз, те же усы, тот же автомат, те же знаки воинской доблести. В письме — строчки о том, что его можно увидеть в кинохронике «200 кавалеров ордена Славы». Подробностей съёмки отец не сообщал. Письмо заканчивалось словами: «Много, родные мои, пришлось повидать и пережить. Вернусь домой – всё расскажу...»

А вернуться солдату было не суждено. Уже в 1945-м, за несколько месяцев до Победы, пал он смертью храбрых, и схоронили его в Польской земле.

Как воевал их отец, в каком бою погиб и, главное, где же точно его могила? Вопросы, которые не оставляли Бережных с того страшного дня, когда в сельскую хату пришла похоронка, теперь стали ещё более жгучими. И я, тогда совсем молодой журналист областной газеты, решил помочь Бережным (кстати, все они жили и работали в Белгороде: Иван – на цемзаводе, Василий – на котлостроительном, Евдокия – на асбошиферном комбинате, а Николай – в тресте «Белгородсовхозстрой»).

Первое, что пришло на ум, – обратиться к главному из создателей фильма, известному кинооператору Роману Кармену.

Кинооператор Роман Кармен в Берлине.
Кинооператор Роман Кармен в Берлине.
Фото с сайта http://www.etoretro.ru

Письмо составлял вместе с Бережными, и они все четверо поставили под ним свои подписи. Ответ не заставил себя ждать:

«Когда я работал над фильмом, – писал Кармен, – я предполагал, что многие увидят на экране своих близких, родных, тех, кто отдал жизнь за Родину в этой жестокой борьбе… Фильм только начал свой путь по экранам нашей страны. Кто знает, сколько сыновей увидят своих отцов, идущих дорогами войны! Представляю себе вашу боль. Но, вероятно, вместе с чувством боли было у вас и чувство гордости за героя-отца. В фильме отражены миллионы судеб наших советских людей, сражавшихся с фашизмом. Некоторые люди, как ваш отец, видны на экране крупным планом, а сколько героев, лица которых не разглядишь на экране, идут в смертельный бой во имя победы…

Да, очень много мыслей, чувств всколыхнуло во мне известие о вашей встрече с отцом. Я вновь прошёл войну с кинокамерой в руках с первого до последнего её дня. Как много запечатлел мой объектив людей, чудесных людей, простых, скромных, отважных воинов! Многие из них не дошли до победы. А многие пишут мне письма, тёплые солдатские письма, которые мне бесконечно дороги.

Я обязательно разыщу тот журнал с сюжетом «200 кавалеров ордена Славы». И даже постараюсь кусок киноплёнки, в котором запечатлён Пётр Иванович Бережной, прислать вашей семье в подарок. Крепко жму ваши руки, дорогие мои друзья, желаю вам всего наилучшего! Ваш Р. Л. Кармен».

И вот уже в небольшом зале облкинопроката мы с Бережными, затаив дыхание, смотрим драгоценную ленту – подарок Кармена. Вспыхивает экран… Окраина города. Слева – тёмная стена леса, будто отчеркнувшая огромное припорошенное снегом поле. Шагают шеренги солдат. У каждого поверх шинели прикреплена серебряная звезда.

«200 кавалеров ордена Славы, – сообщает диктор, – сражаются в части, которой командует полковник Федотов. Они возвращаются с праздника в честь первой годовщины учреждения ордена Славы. Старший сержант Дудыкин – разведчик, доставил командованию 28 языков, уничтожил свыше ста гитлеровцев».

С экрана смотрит на нас совсем юное, безусое, полное задора лицо. Грозный разведчик снимает шапку, и ветром треплет его льняные мальчишеские кудри. А вот и – в полный экран – усатый, улыбающийся воин. И голос диктора: «Бывалый солдат Бережной истребил немецкий пулемётный расчёт, мешавший продвижению части…»

Кадр из документального фильма «Великая Отечественная», в центре – Пётр Бережной
Кадр из документального фильма «Великая Отечественная», в центре – Пётр Бережной

И всё. И наш поиск, так счастливо начавшийся, казалось, оборвался. Но знакомый московский журналист подсказал: в Польской Народной Республике есть наши воинские части, там выходит своя газета. И сообщил по телефону адрес газеты Северной группы войск «Знамя победы». И оттуда, из Польши, прислали мне огромную бандероль с документальными материалами. Среди которых – фотокопия приказа Верховного главнокомандующего командующему войсками 2-го Белорусского фронта Рокоссовскому с БЛАГОДАРНОСТЬЮ (так в приказе — прописными буквами) воинам, которые «с боем овладели городами Хойнице (Конитц) и Тухоля (Тухель) – крупными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев в западной части Польши».

Именно в том бою совершил свой последний подвиг наш земляк и был представлен – посмертно – к ордену Отечественной войны II степени. А в архиве министерства обороны в том же, 1965-м, отыскали представление 1945 года. Вот оно:

«...В период ликвидации окружённой группировки противника на западном берегу р. Висла 5–7 февраля 1945 года сержант Бережной, будучи командиром отделения, в числе первых со своим отделением поднялся в атаку на противника и в завязавшемся бою, несмотря на сильное сопротивление противника, нанёс ему большой урон в живой силе. Лично сам истребил 4 гитлеровцев, из которых два снайпера. В бою за овладение населённым пунктом Казлинка (возле Тухоли — прим. авт.) был тяжело ранен и умер от ран. Достоин правительственной награды ордена «Отечественная война II степени» посмертно. 22 февраля 1945 г.»

Белгородский облвоенком вручил награду отца его сыновьям.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×