Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 июня 2016, 14:00
 Олег Гончаренко 1548

Fahr Rad! значит «Катайся!»

Зачем немцу развивать велокультуру в Белгороде

Fahr Rad! значит «Катайся!» Фото Олега Гончаренко
  • Олег Гончаренко

Давно живущего в России иностранца трудно чем-то удивить. Но когда преподаватель из Германии Петер Корель услышал, что «велосипед – это не круто», то изумился по-настоящему.

Петер преподаёт немецкий язык в БелГУ, неплохо говорит по‑русски и знает, что крутым бывает не только горный склон, но и, к примеру, кинофильм. Как любой нормальный человек, он понимает, что любой предмет крут, если его с толком применять. Чем провинился в Белгороде велосипед – он категорически не понимает.

При этом Петер представляет в России германский частный фонд имени Роберта Боша, который занимается финансовой поддержкой проектов, направленных на развитие взаимопонимания между народом Германии и её восточными соседями в области общественных исследований, здравоохранения, гуманитарной помощи, молодёжной тематики, образования и гражданского общества.

«Организовывать проекты – моя работа, – поясняет Петер. – Мы узнали, что люди здесь меньше ездят на велосипедах, чем в Германии, что «велосипед – это не круто». Мы хотим выяснить, почему это так. Мой коллега Кристиан Рабль специально для этого прилетел в Белгород. Мы решили, что нужно организовать проект Fahr Rad! – «Катайся!». Фонд дал на это деньги. Пусть студенты поездят по городу и сами узнают, как живут в Белгороде велосипедисты и что можно было бы улучшить». 

С нуля – в поля

Нас трое, и мы менторы. Наставники, если по‑русски. Директор выставочного зала «Родина» Наталья Гончаренко, научный сотрудник «Родины» Илья Даниленко и я. Все мы когда‑то сели на велосипеды в первый раз. Набили шишки, накопили опыт. Сегодня Петер Корель поручил нам заниматься с новичками.

Увидев их, я понял, что почувствовал красноармеец Сухов, когда в фильме «Белое солнце пустыни» ему поручили следить за благополучием гарема. Наши подопечные – десять студенток разных курсов института межкультурной коммуникации и международных отношений, а также факультета иностранных языков педагогического института НИУ «БелГУ».

Всем за счёт средств «бошевского» фонда выданы прокатные велосипеды. На двух колёсах девушки держатся уверенно, но вспрыгнуть на бордюр для них – задача непосильная, не говоря о том, чтобы съехать с тротуара на дорогу. Полине Авраменко, Юлии Буковцовой, Дарье Зыковой, Оксане Комарь, Карине Курбановой, Айназ Мусаевой, Дарье Скворцовой, Елизавете Фёдоровой, Ольге Цышко и Владиславе Чумаченко на своём опыте предстояло выяснить, можно ли в Белгороде жить на велосипеде.

«Мы ездили в Сосновку, попали под ливень, кое‑кто даже упал, – отчиталась по итогам первого практического дня Оксана. – Но боевой дух мы не потеряли. Во второй день мы ездили по городу, моделируя различные ситуации: как можно на велосипеде купить еду на рынке, билеты на железнодорожном вокзале, припарковаться возле филармонии».

Оказалось, что можно, но сложно. У страха глаза велики́, и начинающим велосипедисткам городская среда казалась сплошной полосой препятствий.

Фото Олега Гончаренко

«Ребята, давайте жить дружно»

Более опытные менторы спокойнее относятся к сложностям перемещения по городу на велосипеде.

«Почти всегда можно найти безопасный маршрут, в том числе по тротуарам, – считает Наталья Гончаренко. – Нужно всего лишь хорошо знать город, интенсивность автомобильного и пешеходного движения в разных местах. А если каких‑то районов не знаешь, то не бояться исследовать их. В центре Белгорода уж однозначно можно ездить спокойно».

«По‑моему, в Белгороде людей может отпугнуть только Харьковская гора, куда заехать нелегко, – рассуждает Илья Даниленко. – Ещё часто бывает, что с бордюров съезд есть, а на бордюр въезда нет. Велосипедистам мешают и пешеходы, которые непременно хотят пройти пешком по этому узкому съезду».

У меня же несколько иная точка зрения, которую я и высказываю участникам проекта:


«Харгора вполне по силам для обычных людей со средним уровнем физического развития – таких, как наши девушки-участницы. Насчёт пандусов я бы поспорил: нельзя корить людей за естественное желание ходить там, где нет преград в виде бордюров. Просто скажите пешеходам: ребята, давайте жить дружно. Примеры «дружелюбного» благоустройства есть и у нас возле Соборной площади: там убрали узкие пандусы и устроили сплошной, гладкий сход с тротуаров на пешеходные переходы через дорогу. Установили столбики, чтобы машины не заезжали на тротуар. Чем не выход? Пусть мэрия и дальше продолжает в том же духе».

Стереотипы или здоровье?

Разбившись на группы, участницы выбрали себе проблему «по интересам» и представили на общий суд иллюстрированную презентацию. У немцев не забалуешь: рассказ должен быть кратким, динамичным – три минуты, пять картинок.

Оксана Комарь вместе с Айназ Мусаевой рассказали о проблеме стереотипов. О той самой: «велосипед – это не круто».

«Многие из нас с удовольствием катались бы на велосипедах, но нас всегда что‑то останавливает. Одной из нескольких причин являются предрассудки. Продемонстрируем это на примере истории с Петей и Васей, которые жили в одном доме, любили кататься на велосипедах и были не разлей вода. Шло время, мальчики выросли и устроились на одну работу. Петя сменил старенький велосипед на новое авто, Вася по‑прежнему ездил на двух колёсах. Петя не мог понять этого, ведь «велосипеды остались в детстве, а в жизни каждого взрослого успешного человека должен появиться автомобиль. Вот Петя и Вася подъезжают к работе. Петя выходит из машины опрятный. Вася приехал в помятом костюме и с растрёпанными волосами. Но вот рабочий день подошёл к концу. Вася с семьёй планируют на завтра совместную поездку на велосипедах в парк. Петя созванивается с врачом и договаривается об очередном приёме: его давно беспокоят одышка и проблемы с сердцем. А что выбираете вы – стереотипы или здоровье?»

Фото Олега Гончаренко

Улучшить город за 100 евро

Цель немецкого проекта – воплотить в жизнь конкретную идею насчёт превращения Белгорода в «Велгород». Для этого каждой из групп выделили по 100 евро. Группа под руководством Натальи Гончаренко занялась пропагандой повседневной езды на велосипеде: девушки провели фотовыставку в рамках городского арт-фестиваля и организовали фотоконкурс в «ВКонтакте». Подопечные Ильи Даниленко выбрали темой проблему соблюдения ПДД – они нашли соответствующие материалы, распечатали и развесили возле велопарковок и велопрокатов. Моя же группа сфокусировалась на тех, у кого нет велосипеда, а если и есть, то не с кем кататься. На выделенные средства мы напечатали листовки с информацией о велопрокатах и о массовых покатушках, которые для всех по субботам проводит белгородский велоклуб «Роквелс».

Арт-фестиваль оказался как нельзя кстати: результаты работы творческой мастерской Fahr Rad! увидел весь город. Петер и Кристиан светились от удовольствия. Впрочем, немцы – люди прагматичные.

«Мы понимаем, что наш проект очень мал, в городе не будет больших изменений, – признался Петер. – Но это очень интересная форма учебного процесса. А для студентов это хорошая практика организации проектов. Я надеюсь, что некоторые из них потом сами захотят ездить на велосипеде».

И ведь захотели. Оксана Комарь вместе с подругой наутро после арт-фестиваля приехала на большой городской велопробег. Это ли не результат?

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×