• 60,15 ↑
  • 67,15 ↑
  • 2,31 ↑
20 марта 2017 г. 12:12:35

Региональные власти хотят реформировать систему управления водоканалами, чтобы начать модернизацию и перевооружение отрасли

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
«Другого варианта нет». Что будет с водоканалами Белгородской области
Фото Вадима Заблоцкого

В ближайшее время в области может появиться единая компания, которая постарается объединить все водоканалы региона.

Сработали на износ

Водоканалы по всей стране в нулевые годы стали одним из самых проблемных активов, находящихся в ведении муниципалитетов. Исчерпав ещё советский ресурс и не проведя своевременных ремонтов, в 2000-е эти предприятия вошли с запредельными показателями износа сетей, что с годами поставило под угрозу водоснабжение городов и районов по всей стране.

Крупные инвестиции, необходимые для обновления сетей за счёт самих потребителей, невозможны: люди попросту не готовы к столь серьёзному повышению тарифов. Сами же муниципалитеты, которым, как правило, принадлежат водоканалы, таких средств не имеют и не смогут взять даже в кредит. Часто это деньги, сопоставимые с годовым бюджетом города или района.

Так как проблема характерна для всей России, в правительстве искали универсальные способы её решения. Если денег нет в госбюджете и у самих муниципалитетов, решили привлекать частных инвесторов.

После совещания с членами правительства 31 мая 2013 года президент Владимир Путин сделал ряд поручений правительству. Среди них обеспечение нормативного уровня износа основных фондов коммунальной инфраструктуры к 2020 году. Здесь же ещё одно поручение – передача к 2016 году частным операторам на основе концессионных соглашений объектов ЖКХ всех государственных и муниципальных предприятий, которые осуществляют неэффективное управление.

Непривлекательные активы

Решение федеральных властей о передаче всех неэффективных МУПов в частные руки вовремя выполнить не удалось. Проблема оказалась в том, что частный капитал, придя в самую болезненную для России отрасль ЖКХ, заинтересовался далеко не всеми объектами. В Белгородской области концессий за это время так и не появилось.

Из близлежащих городов интересен крупным концессионерам оказался только водоканал Воронежа – в 2012 году город заключил концессионное соглашение с крупным игроком рынка – Росводоканалом. Инвестор заплатил 800 млн рублей единоразово, что позволило рассчитаться с долгами МУПа, а также обязался инвестировать не менее 2 млрд рублей в инфраструктуру, отбив свои вложения в десятилетний срок. С того момента Росводоканал инвестировал в сети уже 1,5 млрд рублей и обещает до конца 2018 года довести эту сумму до 2,5 млрд.

В Белгородскую область крупные концессионеры так и не пришли, а денег на обновление инфраструктуры в достаточных объёмах по‑прежнему нет. При этом и местные водоканалы для ЖКХ-инвесторов не так привлекательны.

Например, активно обсуждаемый среди местных властей старооскольский водоканал с износом сетей свыше 80 % требует инвестиций порядка 5 млрд рублей. При обороте существенно ниже 1 млрд рублей заинтересовать крупных инвесторов такой актив не может. Для рынка интересны только Белгород и Белгородский район. Водоканал здесь имеет достаточную абонентскую базу и оборот свыше миллиарда рублей.

«Там [в Старом Осколе] действительно всё достаточно печально. Степень изношенности оборудования однозначно выше 80 %. Единственное решение – концессионное соглашение. Ничего другого там предпринять невозможно», – говорит руководитель комиссии по госрегулированию цен и тарифов Белгородской области Николай Жарников.

Фото Виталия Гаркуши (архив)

Единственный выход

Понимая, что обновлять придётся все водоканалы, в правительстве для начала решили создать централизованную структуру, которая по сути будет заниматься оздоровлением всего сектора. В департаменте ЖКХ готовят проект, по которому в области создадут публичное акционерное общество, в которое по предложению региональных властей постепенно смогут войти все муниципальные водоканалы. На сегодня это 27 предприятий.

Всё имущество в частные руки передавать нельзя. Разрешена только концессия, то есть, по замыслу чиновников, далее частные инвесторы смогут заключать концессионные соглашения по отдельным активам. К концу 2017 года сети Белгорода и Белгородского района, таким образом, могут уйти под концессионное управление. В этом случае уже в 2018 году водоканалы получат крупный приток инвестиций. Постепенно такие соглашения коснутся и других водоканалов.

Заместитель начальника департамента ЖКХ Алексей Ботвиньев говорит, что какой бы ни была реакция самих водоканалов на концессию, в России нет иного способа вывести их из кризиса. Он напомнил, что президент фактически напрямую попросил отдавать в концессию все убыточные МУПы.

«Другого варианта у нас просто нет», – говорит Ботвиньев.

Сдача в концессию и в целом обновление инфраструктуры водоканалов будет вестись в два этапа: по три года и пять лет.

Что с тарифами?

Возвращать инвестиции в водоканалы частные инвесторы могут через контролируемое властями повышение тарифов – так работает концессия. Впрочем, рост их будет не скачкообразным, и в 2017 году по этой причине платить за воду больше точно никто не станет.

«Рост тарифов ограничивается индексом изменения размера платы граждан. Постановлением правительства РФ на 2017 год этот индекс для нас составляет 3,4 %», – говорит начальник комиссии по госрегулированию цен и тарифов в Белгородской области Николай Жарников.

Существенного роста тарифов в этом году ждать уже вряд ли стоит, даже если проект департамента ЖКХ одобрят в областном правительстве.

А вот в последующие годы концессионные соглашения могут повлиять на суммы, которые белгородцы будут платить за воду. Дело в том, что индекс изменения платы граждан на комуслуги, который устанавливается правительством, не распространяется на концессии. То есть ради исполнения планов по модернизации инфраструктуры рост тарифов может оказаться выше утверждённого властями.

Фото Вадима Заблоцкого

 

На сколько именно будут расти тарифы, зависит от инвестиционной программы, которую предложат инвесторы. Механизм в любом случае будет примерно одинаков. Инвестор заключает концессионное соглашение с властями, предлагая им свою программу модернизации водоканала. Если сумма составит, условно говоря, 1 млрд рублей, то эти затраты будут закладываться и в тариф, чтобы окупить вложения, например за восемь лет.

Дальше комиссия по госрегулированию цен и тарифов в Белгородской области досконально проверяет весь план, в том числе обоснованность роста тарифов и т. д. То есть показатели роста тарифов при такой схеме инвестор с потолка взять уже не сможет – всё должно опираться на расчёты.

Если предложенный по плану рост тарифов будет превышать установленный предельный индекс, то его будут утверждать через Совет депутатов того муниципалитета, в котором работает водоканал.

При этом Николай Жарников считает, что рост даже в случае привлечения частных инвесторов к обновлению сетей будет умеренным – власти попросту не пойдут на резкие скачки, чтобы не вызвать недовольство у населения.

Алексей Ботвиньев также говорит, что модернизация хозяйства водоканалов вопреки стереотипам в концессии будет вестись не только через повышение тарифов, хотя избежать этого вряд ли удастся.

«Сама концессия подразумевает проведение модернизации не только за счёт тарифных решений. Это неправильно, если всё делать только за счёт потребителя. Естественно, нужны частные вливания. Но, на наш взгляд, здесь важна оптимизация всех процессов на предприятиях. Это и кадровые решения, и замена оборудования на энергоэффективное», – отмечает Ботвиньев.


для комментариев используется HyperComments