• 59,14 ↓
  • 69,43 ↓
  • 2,32 ↓
23 мая 2017 г. 10:49:14

Арт-терапевт объясняет, о чём говорят детские рисунки

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Давайте рисовать! Почему стоит внимательнее присмотреться к художествам детей
Арт-терапевт Виктория Гребнева. Фото Владимира Юрченко

Детские рисунки чем-то неуловимо схожи с древней наскальной живописью. Наши любимые чада в своём творчестве также не ведают каких-либо рамок, их рисунки – отражение эмоционально-образного развития. И если вы хотите лучше понять своих детей, стоит внимательно присмотреться к их рисункам.

Загадок и открытий они таят немало, убеждена арт-терапевт, учитель изобразительного искусства белгородской гимназии № 12 Виктория Гребнева.

Когда художнику пять лет

«Рисование необходимо детям для полноценного развития, – говорит Виктория Гребнева. – Поэтому не нужно пресекать творческие стремления малыша лишь потому, что он разрисовал обои в квартире. Предложите альтернативу – разного размера и фактуры листы бумаги, на которых так весело рисовать и пальчиковыми красками, и цветными карандашами».

Первые попытки художественного творчества ребёнок предпринимает ещё до того, как начинает говорить. А осознанно начинает рисовать года так в четыре-пять, когда развивается наглядно-образное мышление. Вот с этой поры художества достойны не только умиления родителей, но и внимательного изучения.

Рисунок может носить ситуативный характер, поясняет Виктория Андреевна. А потому делать выводы можно лишь после изучения стопки произведений юного художника, нарисованных им просто так, по желанию и настроению.

Первое, что бросается в глаза, это, конечно, цвет. Его выбор всегда индивидуален, зависит и от возраста, и даже от состояния здоровья. Однако стоит присмотреться, какие оттенки предпочитает ваше чадо. Какой цвет повторяется из рисунка в рисунок, порой даже не всегда уместно?

Рисунок отражает эмоциональное состояние ребёнка.
Рисунок отражает эмоциональное состояние ребёнка.
Фото Владимира Юрченко

Зелёный – цвет здоровья, жизненной силы и спокойствия. Он может говорить о таких чертах характера, как настойчивость, независимость и упрямство.

Красный означает сильную эмоцию, это может быть и агрессия, и тревога, и чрезмерная активность.

Синий – цвет спокойствия, глубины и свободы. Ребёнок, обожающий синий цвет, как правило, задумчив, погружён в себя и в то же время дружелюбен.

Жёлтый и оранжевый выбирают почемучки, потому что это цвета любознательности и жизнелюбия.

Фиолетовый может преобладать в рисунках ребёнка с очень развитым воображением. И в то же время это цвет неуверенности в своём выборе. Ведь фиолетовый – это и не красный, и не синий: такая мечтательная серединка.

Коричневый цвет, особенно в сочетании с чёрным, повторяющийся из рисунка в рисунок, может свидетельствовать о негативных эмоциях и даже физическом дискомфорте.

Чёрный цвет не всегда однозначен. С одной стороны, дети выбирают его за яркость. С другой – в нём легко спрятаться. Это цвет тайны. Но чрезмерное его использование может говорить о страхах ребёнка, его внутренней подавленности и депрессивности.

Синее солнце и розовый слон

Обычно ребёнок дошкольного возраста использует в своём творчестве пять-шесть цветов, причём неважно, чем он рисует: карандашами, восковыми мелками, фломастерами или красками.

По степени нажатия карандашами или фломастерами можно дополнительно сделать вывод об эмоциональном состоянии: чем более возбуждён и нервозен ребёнок, тем сильнее он жмёт на карандаш.

Отсутствие цвета в рисунках (когда у ребёнка есть выбор) должно насторожить родителей. Если начинающий художник предпочитает всё рисовать простым карандашом, это может говорить об отстранённости и безразличии ко всему, что происходит. А это ведь совсем не детские состояния!

А вот как быть, если ребёнок раскрашивает знакомые предметы и явления в несвойственные цвета? Как вам понравятся синее солнце или фиолетовый заяц?

  • Этот рисунок настоящий ребус для психолога.

«Пугать это не должно, – успокаивает арт-терапевт. – Дети – великие фантазёры, любят всё весёлое и необычное».

Так что буйство ярких позитивных красок в рисунках – хороший признак. И как психолог Виктория Гребнева рекомендует родителям не поправлять творчество ребёнка – если только не мечтаете о карьере профессионального художника для него.

Рисунок о чём‑то важном

В дошкольном возрасте дети любят изображать людей. Классический пример подобных художеств – семья в полном составе на фоне домика.

Такой рисунок, оказывается, можно изучать непосредственно в процессе его создания. Первым ребёнок начинает рисовать того, к кому более привязан, объясняет Гребнева. Этот человек, как правило, получается крупнее остальных членов семьи. По расположению нарисованных людей можно судить о степени доверия к ним ребёнка. Чем дальше на рисунке – тем доверия меньше. А далее уже наблюдайте: держится ли семейство за руки, не повёрнуты ли их лица в разные друг от друга стороны (это знак неполадок во взаимоотношениях), ну и не забывайте про цвет.

Бывает, что ребёнок раз за разом забывает изобразить на рисунке кого‑то из членов семьи: это серьёзный звоночек о том, что нужно налаживать контакт с ним. Или же осознанно добавляет несуществующего друга, члена семьи или домашнего питомца. Вероятно, такой художник тоже чувствует себя одиноким и брошенным, потому и выдумывает себе друзей.

Вообще нарисованный ребёнком портрет может сказать многое об эмоциональном состоянии художника. Большие глаза, как правило, отражают какой‑либо страх ребёнка. Большие уши – зависимость от мнения окружающих. Длинные ресницы и декоративно красивые глаза свидетельствуют о желании привлечь к себе внимание. Если нарисованные ноги оказались слишком тонкими, да ещё без стоп, или одна короче другой – ребёнок чувствует неуверенность и внутреннюю неустойчивость.

Если же взрослых что‑то настораживает в рисунках подрастающего художника, стоит обратиться за консультацией к семейному психологу – возможно, через своё творчество ребёнок пытается сказать вам о чём‑то важном, но пока не находит слов.


На примере детского рисунка психолог поясняет, что скрыто в семейном портрете:

Фото Владимира Юрченко

«По этому семейному портрету восьмилетнего художника можно сделать вывод о психологической и эмоциональной близости матери и ребёнка: расположены рядом, схожая цветовая гамма. Отец же, напротив, отдалён и отделён чертой. Очевидно, что ребёнок решает свои вопросы через маму. Она показана активным человеком, энергетическим двигателем в семье (много красного цвета). А отец воспринимается как инфантильный (слабо прорисованные руки, неяркие цвета, маленькая голова). В этой семье стоит чаще доверять отцу решать вопросы ребёнка».


для комментариев используется HyperComments